“Совкомфлот” заработает $90 млн


Флот “Совкомфлота” – один из самых новых в России. Средний возраст эксплуатируемых судов меньше пяти лет. Причем из 39 танкеров 25 имеют средний возраст около двух лет. Политика “Совкомфлота” гласит, что компания не работает с судами старше 15 лет. Как только судно достигает такого возраста, его тут же выставляют на продажу. Танкеры Tromso Reliance и Tromso Trust построены летом 1991 г. и недавно компания нашла на них покупателя, сказал представитель “Совкомфлота”. Сколько пароходство выручит от сделки и кто заплатит за подержанные танкеры, в “Совкомфлоте” не говорят, ссылаясь на то, что сделка еще не закрыта и пароходство связано с покупателем соглашением о конфиденциальности. Но один из менеджеров пароходства уточняет, что купить “отработавшие лошадки” решила норвежская JB Ugland Shipping. За каждое судно она заплатит $45 млн. Эти данные подтверждает близкий к “Совкомфлоту” источник, а также один из судовых брокеров.

“Мы сразу ухватились за предложение [JB Ugland], не так много сейчас на рынке желающих купить такие старые суда”, – доволен сотрудник “Совкомфлота”. В 1991 г. оба танкера обошлись самому пароходству в $120 млн, уточняет он. Правда, покупают норвежцы танкеры не для себя – они лишь организуют сделку, уточняет он. Это довольно распространенная схема – группа частных инвесторов находит судоходную компанию, которая покупает для них старые танкеры, готовит сделку и ищет за агентское вознаграждение клиентов. Сами инвесторы эксплуатируют судно “до гвоздей”, экономя на налогах за счет низких отчислений на амортизацию, поясняет менеджер “Совкомфлота”.

С JB Ugland вчера связаться не удалось.

Эксперты считают, что “Совкомфлоту” повезло, что он нашел покупателей на такие старые суда. Продать старые танкеры сейчас непросто, говорит директор по развитию бизнеса норвежской нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов. Сам же “Совкомфлот” еще больше омолодит свой флот, что сделает компанию более привлекательным заемщиком в глазах западных банков, добавляет Владимир Ашурков, вице-президент “Промышленных инвесторов” (контролирует Дальневосточное морское пароходство).

“Совкомфлоту” осталось найти покупателей еще на два судна, заказанных в начале 1990-х. Одно из них – печально известный танкер Tropic Brilliance. Осенью 2004 г. он прославился на весь мир тем, что сел на мель в Суэцком канале, заблокировав движение судов по самому интенсивному в мире морскому маршруту между Европой и Азией. Пока “Совкомфлот” “активно” на нем работает, но по намеченному плану должен продать к апрелю 2007 г., говорит менеджер пароходства.