СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНИЯ: Урок Рейгана


Ровно четверть века назад, 20 января 1981 г., в истории США и всего мира началась новая эпоха. Но тогда об этом никто не догадывался. Просто вступил в должность 40-й по счету президент США, республиканец Рональд Рейган.

Тогда, в самом начале, мало кто воспринимал Рейгана всерьез и у нас, и на Западе, и даже в самой Америке. Как это всегда бывает в США, где множество избирателей игнорируют выборы, Рейган победил, хоть и уверенно, в 44 штатах, но суммарно – голосами меньшинства. Образованная публика – та самая, что обычно не ходит голосовать, – восприняла его избрание чуть ли не как оскорбление. У Рейгана была репутация упрямого консерватора и недалекого человека. (Сам он своего консерватизма не стыдился, а на роль интеллектуала никогда не пытался претендовать.)

У наших комментаторов почему-то особенно желчную иронию вызывало актерское и журналистское прошлое Рейгана: дескать, актер, а не политик. Но он и сам называл себя “Эрролом Флинном фильмов категории Б”. Самоирония – редкое свойство для политика – была одной из самых сильных сторон Рейгана. Когда в марте 1981 г. на него было совершено покушение, он, находясь на операционном столе, сказал, обращаясь к хирургам, которые начали давать ему наркоз: “Надеюсь, вы тут все республиканцы”. Смешно вспоминать: некоторые советские комментаторы восприняли эту фразу буквально и цитировали ее в доказательство крайней политической твердолобости американского президента.

Рейгану везло не раз. Уже в первые сутки пребывания на посту президента ему грандиозно повезло политически: благополучно разрешился кризис с американскими дипломатами-заложниками в Иране, захваченными при штурме посольства США иранскими боевиками еще в ноябре 1979 г. Все переговоры вел предыдущий президент Джимми Картер, но вся слава досталась Рейгану.

Картера у нас не любили (он не уставал говорить о правах человека). Но Рейгана не любили еще больше, считая его пещерным антикоммунистом. Его победа на выборах вызвала настоящую истерику. Только один старый американист сказал тогда в частной беседе: “Вот увидите, отношения между СССР и США опять станут лучше – как при Никсоне. С республиканцами нам всегда проще договариваться – они в гораздо большей степени прагматики”.

Рейгана трудно было назвать прагматиком. Как раз наоборот, он во многом был идеалистом. Он проповедовал максимальное ограничение роли государства в жизни страны, снижение налогов, верил в чудесную силу частной инициативы. Во все это мало кто верил. Но рейганомика, раскритикованная в пух и прах и у нас, и на Западе, восторжествовала. При Рейгане США вышли из затяжного кризиса, деловая активность расцвела, ВВП увеличился почти вдвое, было создано 17 млн новых рабочих мест.

Убежденным антикоммунистом он действительно был, но его слова о том, что “марксизм-ленинизм останется на пепелище истории”, тогда казались бредом. При этом он действительно стал улучшать вконец испорченные отношения между Москвой и Вашингтоном.

Рейган был самым старым президентом в американской истории: когда он стал хозяином Белого дома, ему было без малого 70. Тем не менее на фоне Брежнева, который был его всего на шесть лет старше, и на фоне Черненко с Андроповым, которые были на три года его моложе, Рейган выглядел молодцом. Когда он впервые приехал в Москву уже при Горбачеве, ему было 77 лет, но все были потрясены, когда к самолету подкатили трап и по нему сбежали, почти спорхнули вниз по трапу, держась за руки, американский президент и первая леди.

Биографы Рейгана утверждают, что при всем внешнем дружелюбии и несомненном обаянии Рейган был очень закрытым человеком. У него было мало друзей, были сложные отношения с детьми, но очень доверительные – с женой. “Из всего, чем наградил меня господь, она – величайший дар, больший, чем я того заслуживаю и когда-либо надеюсь заслужить”, – писал он в мемуарах.

В этом Рейган удивительно напоминал Горбачева, который так же боготворил Раису Максимовну. При всех внешних различиях у президента США и генерального секретаря ЦК КПСС оказалось много общего. Сам Рейган писал потом, что между ними была какая-то “химия” и в результате возникли почти дружеские отношения. Благодаря им в 80-е гг. фактически была навсегда снята угроза ядерной войны между двумя сверхдержавами.

При жизни, когда Рейган был в Белом доме, про него злословили, как мало он работает, как быстро устает и даже засыпает во время официальных церемоний. У него были серьезные неудачи во внешней политике на Ближнем Востоке, его администрация была скомпрометирована скандалом “Иран-контрас”, когда выяснилось, что США тайно поставляют оружие Тегерану, а на вырученные деньги финансируют антикоммунистические силы в Никарагуа.

Но в истории осталось другое. Рейган сказал, что коммунизм – тупиковая ветвь в развитии человечества, и спустя несколько лет коммунизма не стало. Он призвал Горбачева снести Берлинскую стену – и стена рухнула. Язык не поворачивается назвать Рейгана пророком, но получается, что это так.

По итогам голосования, устроенного прошлым летом совместно AOL и каналом Discovery, в котором приняли участие почти 2,5 млн человек, Рейган был признан величайшим американцем всех времен. Он оказался в этом списке выше Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Авраама Линкольна, Франклина Рузвельта, Мартина Лютера Кинга, Билла Гейтса и Элвиса Пресли. А ведь 25 лет назад в это никто не поверил бы.