ТНК-BP идет с молотка


Капитализация “Удмуртнефти” в РТС составляет $1,4 млрд, но продать ее можно гораздо дороже, полагают эксперты. “Хотя у компании выработанные месторождения и нефть не лучшего качества, она может стоить $2–2,5 млрд”, – думает начальник аналитического отдела БКС Максим Шеин. Примерно во столько же – $2,2–2,5 млрд – оценивает компанию аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Оба эксперта считают, что “Русснефти” может быть сложно привлечь такую сумму. Но бизнесмен, знакомый с Гуцериевым, уверен, что тот найдет деньги. Гуцериев обещал, что уже в этом году “Русснефть” увеличит добычу с нынешних 17 млн т в год до 25 млн т. “Это точно, я уже знаю, как и за счет чего. У меня расписан план и деньги под это есть”, – говорил он “Ведомостям”. Среди других возможных претендентов на “Удмуртнефть” Шеин называет китайскую CNPC и индийскую ONGC, но сомневается, что чиновники одобрят такую покупку. Источник, близкий к китайской компании, сказал, что она рассмотрит предложение ТНК-BP.

ТНК-BP может продать один из крупнейших своих активов – “Удмуртнефть”. Компания наняла для продажи консультантов из Deutsche Bank и UBS и разослала потенциальным покупателям письма с просьбой делать предложения о ее покупке, рассказал “Ведомостям” сотрудник ТНК-ВР. Эти письма получили практически все нефтяные компании, уточняет он. “Мы хотим протестировать рынок. Если сделанные предложения нас заинтересуют, мы продадим “Удмуртнефть”, – отмечает он, подчеркивая, что решение о продаже пока не принято.

Таким образом ТНК-ВР уже продала часть своих активов – “Саратовнефтегаз”, добывающий 1,6 млн т нефти в год, НПЗ “Орскнефтеоргсинтез”, способный перерабатывать 6,6 млн т сырья в год, “Оренбургнефтепродукт” (100 АЗС в регионе) и Нефтемаслозавод мощностью 100 000 т смазочных материалов в год. В декабре их купила “Русснефть”. Сумму сделки стороны не раскрыли. Несколько знакомых с ее условиями источников уверяли, что компания Михаила Гуцериева заплатила ТНК-BP около $1 млрд.

“Русснефть”, скорее всего, станет покупателем и “Удмуртнефти”, полагает источник, близкий к ТНК-ВР. “Гуцериев больше всех хочет купить ее”, – объясняет он. Кроме того, “Русснефть” уже работает в Удмуртии: входящая в группу “Белкамнефть” добывает около 3 млн т нефти в год, напоминает представитель одной из компаний, получившей приглашение от ТНК-ВР. В “Русснефти” от комментариев отказались.

“Удмуртнефть” – сложный актив. Основные месторождения находятся на поздней стадии разработки, характеризующейся значительной выработкой запасов, высокой обводненностью и повышенной вязкостью добываемой нефти, а основная доля запасов относится к категории трудноизвлекаемых, говорится в отчете компании за III квартал 2005 г. Тем не менее в прошлом году “Удмуртнефть” добыла 5,9 млн т сырья, а это почти 8% добычи ТНК-ВР.

Если “Удмуртнефть” будет успешно продана, ТНК-BP может продолжить распродажу активов, говорит источник, близкий к компании. Следующей, по его сведениям, на аукцион может быть выставлена “Оренбургнефть”. Это один из основных активов ТНК-ВР с годовой добычей почти 15 млн т. “Такое решение не принято, но исключать его нельзя, – говорит другой источник, близкий к компании. – Компания неоднородна: часть месторождений добывает тяжелую сернистую нефть, а часть очень перспективна. Так что возможна продажа части “Оренбургнефти”. ТНК-ВР хочет сфокусироваться на Западной Сибири и добыче легкой нефти, поясняет он.

В результате ТНК-ВР может избавиться от предприятий, которые дают ей треть добычи. Но эксперты уверены, что компания от этого только выиграет. “Она избавляется от старых месторождений на пике нефтяных цен. При этом ТНК-ВР обещает рост добычи выше, чем в среднем по отрасли. Это значит, что компания хочет сделать ставку на новые перспективные месторождения или новые крупные приобретения. Так поступают все крупнейшие нефтяные компании мира”, – резюмирует Шеин из БКС.