ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО КИНОПРОКАТА: Джонни Депп, полуторная порция


Наконец, “фильм для избранных” “Скрытый клинок” (Япония, Kakushi-ken: oni no tsume, Ёдзи Ямада, в главной роли Масатоси Нагасэ) – если хотите понять, что такое настоящая кинокультура, когда важна и срабатывает каждая деталь, то лучшего примера вам не найти. В Японии удивительно богатые режиссерские залежи. Регулярно появляются новые имена – такие, как теперь Ёдзи Ямада. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что режиссеру уже за 70, а творит он с юности. За рубежом Ямада прославился всего года три назад – фильмом “Сумрачный самурай” с тем же Масатоси Нагасэ. “Скрытый клинок” – картина о резком сломе эпохи (тут эпохи самураев), когда, как во время любых таких сломов, исчезают и прежние моральные принципы. И о попытке редкого честного человека сохранить честь. Дождитесь момента, когда герой неуловимым движением упомянутого в названии скрытого клинка прикончит высокопоставленного подлеца, – сцена неповторимая.

“Поцелуй навылет” (США, в оригинале Kiss, Kiss, Bang, Bang, режиссер Шейн Блэк, звезды – Роберт Дауни-мл., Вэл Килмер) – из всех посттарантиновских фильмов, которых в разных странах появилось несколько сотен, этот едва ли не самый смешной и самый непредсказуемый по сюжету. Не зря в нем снялись два таких голливудских отщепенца, как Дауни-мл. и Килмер, которые знамениты неоднозначным отношением к голливудским стандартам, проявляющимся и в том, что в реальной жизни они большие бузотеры из породы “по таким тюрьма плачет”. Мало кому пока известный режиссер Шейн Блэк может вскоре стать модной киноперсоной. “Поцелуй навылет” уже заслужил в прошлом году внимание главного фестиваля мира – Каннского.

“Труп невесты” (США, точное название Tim Burton’s Corpse Bride, т. е. “Труп невесты по Тиму Бёртону”, Тим Бёртон и Майк Джонсон, голоса Джонни Деппа, Хелены Бонем Картер, Эмили Уотсон, Кристофера Ли и др.) – киноманский хит недели, второй после Tim Burton’s The Nightmare Before Christmas (“Кошмар перед Рождеством по Тиму Бёртону”) анимационный фильм, сделанный главным американским фантазером, автором “Жучиного сока”, “Эдварда Руки-ножницы”, “Сонной лощины” и вышедшего недавно фильма “Чарли и шоколадная фабрика”. Мультипликация – кукольная, но осуществленная в соответствии с современной техникой. Сам фильм при формальной мрачности сюжета (герой нечаянно женится на покойнице и проваливается в царство скелетов) изумительно забавный и светлый. Масса синефильских цитат и шуточек. Чистое удовольствие – ни прибавить, ни убавить.

“Спуск” (Великобритания, Descent, Ник Маршалл, актеры неизвестные) – весь прошлый год мы не раз с изумлением отмечали, что выходит все больше ужастиков. Новый 1996-й – тенденция та же. Данный ужастик – про команду чересчур восторженных девушек, которые полезли исследовать закоулки незнакомой пещеры и нарвались на такое, что и в кошмарном сне не привидится, – заранее примечателен для киноманов уже тем, что снят Ником Маршаллом. Кто он такой? Тот самый режиссер, который не так давно согрел теплом сердце кинознатоков мужского пола триллером про оборотней “Псы-воины”. “Спуск” уже тоже имеет своих законченных фанатов.

“Туман” (США, The Fog, Руперт Вейнарт, актеры неизвестные, кроме Селмы Блэр) – подтверждение тенденции, второй ужастик на одной неделе, ремейк одноименного фильма классика Джона Карпентера. Те, кому не меньше 30, наверняка смотрели оригинальный “Туман” на VHS в ранние времена российского видеобума. Это, если кто не помнит, фильм про мистических убийц, призраков давно погибших моряков, всегда приходящих в прибрежный городок вместе с туманом. Натуральный “Туман” впечатлял своей атмосферой. Ремейк вызвал на Западе реакцию скорее скептическую. Отметим появившуюся в Голливуде моду переделывать раннего Карпентера – недавно вышла перелицовка его другого знаменитого триллера “Нападение на полицейский участок № 13”.

“Распутник” (США, в оригинале The Libertine, что можно перевести и как “Вольнодумец”, Лоренс Данмор, звезды – Джонни Депп, Джон Малкович, Саманта Мортон) – второй на неделе бенефис Джонни Деппа. Впрочем, учитывая, что в “Трупе невесты” он появится только в виде титра (поскольку его кукольного персонажа отдублируют), то можно сказать – единственный бенефис, причем в ограниченном прокате. Депп изображает британского поэта и драматурга XVII в. Джона Уилмота, графа Рочестера, который во всех смыслах выпал из своей эпохи, ни в чем себя не ограничивая – ни в поступках, ни на бумаге, ни в любви, ни в ее откровенных описаниях. Джонни Депп в этой роли привычно рисков, даже слишком (когда сифилис, которым болен его персонаж, приобретает запущенную форму, на лицо Деппа лучше не смотреть). Впрочем, отчасти напоминает капитана Джека Воробья из “Пиратов Карибского моря”, подавшегося в охальники-интеллектуалы.

Фильмы в прокате с 26 января

“Алиби” (США, The Alibi, Метт Чековски и Курт Метилла, звезды – Ребекка Ромин-Стамос, Стив Куган, Селма Блэр и др.) – на этой неделе сразу два незамысловатых фильма исключительно для отдыха. Однако нужны и такие. Вот первый: комедийный детектив про владельца агентства по обеспечению алиби (не преступникам, но неверным супругам), у которого все хорошо, пока он не вляпывается в историю с сынком богатого клиента. Лично мне нравятся уже фамилии режиссеров, этакие хитрованные: только с такими подобные сюжеты и экранизировать.

“Длинный уикенд” (США, The Long Weekend, Пэт Холден, актеры неизвестные) – про классического неудачника (невеста бросила, с работы уволили), которому старший брат пытается поднять настроение и придать уверенность по столь же классическому рецепту: окунуть его в ночную жизнь, полную опасных (и) сексуальных приключений. Говорите, вы что-то подобное видели? А наши неистребимые телеюмористы, что, всякий раз выдают вам свежие шутки?

“Казанова” (США, Casanova, Лассе Халльстрём, звезды – Хит Леджер, Джереми Айронс) – вот тоже развлечение, но для более подготовленной публики: не зря фильм презентовали на последнем Венецианском фестивале. На сей раз о приключениях легендарного любовника, еще молодого, с лицом Хита Леджера, снята не эротическая драма, а авантюрная комедия а-ля “Фанфан-Тюльпан”. Казанова наконец-то находит девушку, способную перед ним устоять, не уступающую ему даже в искусстве владеть шпагой. Режиссер Лассе Халльстрём известен склонностью к серьезному, как правило нравоучительному, кино (“Правила виноделов”, “Шоколад”, “Корабельные новости”). Оказывается, он умеет делать и фильмы забавные.

“Оружейный барон” (США, Lord of War, Эндрю Никкол, звезды – Николас Кейдж, Этан Хоук и др.) – давненько не видели в голливудских фильмах русских злодеев? Пожалуйста! Николас Кейдж изображает некоего Юрия Орлова, наладившего в США и остальном мире крупномасштабный оружейный бизнес. В фильме есть роскошные экшн-сцены, но это не боевик, а все-таки драма, и сам злодей не то чтобы законченный. Режиссер Эндрю Никкол, известный как сценарист “Шоу Трумана” и автор философской футуристической ленты “Гаттака”, не мог не снять кино о человеке – в данном случае о том, как род деятельности делает его рабом, разрушает его семью, порождает в нем муки совести.

Наконец, единственная российская премьера за две недели – “Сволочи” (Александр Атанесян, звезды – Андрей Панин, Андрей Краско, Александр Головин, Сергей Рыченков) – первый после “Дневного дозора” наш фильм 2006-го, который раскручивают почти так же активно (хотя с пиар-возможностями “Первого канала” создателям “Сволочей”, понятно, не сравниться). Редкий для нашего кино фильм в жанре “серьезная драма на реальном историческом материале”. Интересна уже сама по себе основа: оказывается, в 1943-м в горах Кавказа был устроен тайный лагерь, фактически колония для 14–15-летних пацанов-сирот, которых никто не станет искать. Из них стали готовить альпинистов-смертников – для уничтожения важной базы немцев, расположенной в Альпах. Для окончательного монтажа фильма был приглашен голливудский звездный специалист. Однако!

Фильмы в прокате со 2 февраля