Ford нашел свой путь


Ford Motor – третья по величине в мире автомобильная компания – в последние годы переживает серьезный финансовый кризис. Вчера американский автопроизводитель подвел итоги работы в 2005 г. Выручка компании составила $178 млрд, а чистая прибыль – $2 млрд. По сравнению с 2004 г. чистая прибыль Ford упала на 42%. И это при том, что в конце прошлого года концерн заключил удачную сделку, продав за $5,6 млрд подразделение по прокату автомобилей Hertz.

Вчера же Ford обнародовал долгожданный план реструктуризации бизнеса в Северной Америке. Программа, получившая оптимистичное название “Путь вперед”, нацелена на возвращение к прибыльности подразделения автоконцерна в США и Канаде, убытки которого в 2005 г. составили $1,6 млрд. В рамках реструктуризации Ford собирается закрыть до 2012 г. 14 заводов на территории Северной Америки и сократить от 20% до 25% работников. Общий штат рабочих автомобилестроительной компании в США и Канаде сейчас составляет 122 000 человек, 87 000 из них – рабочие с почасовой оплатой труда, еще 35 000 получают зарплату каждый месяц. Таким образом, сокращены будут от 25 000 до 30 000 рабочих на производстве. Не избежать увольнений и белым воротничкам: к концу I квартала нынешнего года в Ford собираются сократить штат офисных сотрудников на 12% – до 4000 человек.

Уже в 2008 г. автостроительная компания планирует полностью прекратить производство на сборочных заводах в г. Сант Луис, штат Атланта, и в г. Виксом, штат Мичиган, а также закрыть завод по производству коробок передач в г. Батавия, штат Огайо, и завод по производству двигателей в г. Виндзор, провинция Онтарио (Канада). Еще два завода, подлежащих закрытию, будут определены в этом году, заявили в Ford. Когда будет объявлено о закрытии других заводов, в компании не уточняют. В результате закрытия 14 заводов производство Ford в Северной Америке сократится на 1,2 млн автомобилей. Сейчас в этом регионе у автоконцерна 43 завода, которые ежегодно выпускают 4,5 млн машин.

“Мы вынуждены пойти на такие жертвы ради сохранения наследия Форда и обеспечения собственного будущего”, – заявил вчера гендиректор Ford Уильям Клэй Форд-младший, праправнук знаменитого основателя автоконцерна Генри Форда. Такие меры позволят компании модернизировать собственную продукцию, увеличить дивиденды акционерам и достичь общей стабильности, подчеркнул Уильям Клэй Форд-младший. Власти США уже негативно отреагировали на заявление автоконцерна. “Мы всегда обеспокоены, когда люди теряют работу”, – цитирует агентство Associated Press слова пресс-секретаря Белого дома Скотта Макклеллана. Впрочем, планы Ford не стали неожиданностью для руководства страны. О закрытии заводов и возможном сокращении до 30 000 работников Ford предупреждал еще в начале года. Для того чтобы антикризисные меры не привели к социальному бунту, концерн уже нашел, что пообещать рабочим, которые лишатся работы. В обмен на согласие покинуть компанию им будет предложено полностью оплатить обучение в колледже. Причем рабочим предложат попробовать себя прежде всего в сферах, не связанных с автопромом. (WSJ, 23.01.2006, Вера Сурженко)