Фрегаты заложат в Калининграде


Крупнейший с 2002 г. заказ на строительство новых боевых кораблей будет выполнен не в Петербурге, а в Калининграде на заводе “Янтарь”. Речь идет о контракте на постройку трех фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии, переговоры по которому, по словам источника в “Рособоронэкспорте”, перешли в заключительную стадию. Как рассказал “Ведомостям” пресс-секретарь Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФС ВТС) Кирилл Гадзацев, для определения головного исполнителя контракта ФС ВТС создала межведомственную группу. Большинство ее участников “высказались за то, чтобы головным исполнителем стал “Янтарь”, говорит он. То, что фрегаты будет строить “Янтарь”, “уже решено”, подтверждает топ-менеджер “Рособоронэкспорта”.

На этот заказ претендовали три завода – петербургские “Северная верфь” и Балтийский завод и “Янтарь”. Петербургские верфи принадлежат подконтрольной Межпромбанку Объединенной промышленной корпорации (ОПК), а калининградская компания – Концерну средне- и малотоннажного кораблестроения (КСМК). Чиновники учли, что “Северная верфь” загружена военными заказами в восемь раз больше, чем “Янтарь”, а Балтзавод весной отказался от выполнения военных заказов, признается Гадзацев. По его словам, на решение также повлияли налоговые льготы, действующие в эксклаве.

На заводе “Янтарь” и в КСМК от комментариев воздержались, хотя завод еще в начале января распространил сообщение о том, что фрегаты будет строить именно он. А гендиректор “Северной верфи” Александр Бузаков напоминает, что “в конце августа было решение Федерального агентства по промышленности о том, что головным исполнителем контракта будет наше предприятие”.

“Новый контракт усилит доселе влачивший достаточно жалкое существование КСМК по отношению к холдингу [считающегося владельцем Межпромбанка Сергея] Пугачева”, – уверен военно-морской эксперт Михаил Барабанов. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, если контракт будет передан “Янтарю”, то Калининград станет вторым полюсом в кораблестроении и ситуация в этой отрасли повторит положение в авиапромышленности и авиадвигателестроении. “С точки зрения интересов Минобороны России это, несомненно, положительное явление, так как уменьшает зависимость от монополиста”, – считает эксперт. Источник в Минобороны говорит, что монополизм “Северной верфи” может привести к значительному завышению расходов на строительство новых фрегатов и корветов для российского флота.

Впрочем, бывший директор Балтийского завода Олег Шуляковский (на этом заводе в 1998–2004 гг. были построены первые три фрегата проекта 11356) считает, что из-за роста цен на сталь и энергоносители индийский заказ малорентабельный и петербургские верфи смогут выжить и без него. “Да и непонятно, что будет с “Янтарем” после выполнения индийского контракта. Долгосрочных перспектив у него нет, особенно с учетом невыгодного географического расположения”, – говорит Барабанов.