Компромат на правозащиту


Показанный в воскресенье в программе РТР “Профессия репортер” фильм о шпионских операциях британских дипломатов в Москве и о причастности одного из них к финансированию российских НПО был в понедельник дополнен брифингом в ФСБ. Начальник Центра общественных связей ФСБ Сергей Игнатченко заявил журналистам: “Мы поймали их [британских дипломатов] за руку на агентурной связи и на том, что идет финансирование ряда НПО”. По его словам, “на какие цели шло финансирование – теперь это предмет пристального внимания”. Пока британцы не объявлены персонами нон-грата и вопрос их дальнейшей работы, по словам Игнатченко, “будет решаться на политическом уровне”.

Как сказал Игнатченко, Марк Доу подписывал финансовые документы о перечислении средств британского правительственного Фонда глобальных возможностей группе российских неправительственных организаций, в том числе Центру развития демократии и защиты прав человека, фонду “Евразия”, Московской Хельсинкской группе и неправительственной организации “Международная уголовная реформа”.

МИД Великобритании в своем заявлении отверг обвинения о “любом неподобающем поведении” сотрудников посольства в Москве при их контактах с российскими НПО. “Вся наша помощь оказывается открыто и направлена на поддержку развития здорового гражданского общества в России”, – говорится в заявлении МИД. Однако комментировать обвинения в собственно шпионаже британские официальные лица не стали. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил, что узнал о шпионском скандале из новостей. “Но боюсь, что мне нечего сказать по этому поводу, поскольку мы никогда не комментируем вопросы безопасности, кроме тех случаев, когда сами этого хотим”, – заявил премьер в Лондоне журналистам.

“Фигурировавший в репортаже [РТР] документ – это фальшивка”, – утверждает руководитель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева. По ее словам, в 2002–2004 гг. МХГ получала три гранта от посольства Великобритании, но ни один из них не был подписан Марком Доу. С ним лично Алексеева не знакома, хотя “видела раза два в посольстве”. Факт, что ее организация оказалась втянута в “шпионский скандал”, она связывает со вступлением в силу закона об НПО, направленного на уничтожение независимых общественных организаций. “Московская Хельсинкская группа – уважаемая организация, которую нельзя просто так прийти и закрыть, для начала ее нужно опорочить”, – говорит Алексеева. “Я знаком с Марком Доу”, – признает руководитель медиасектора фонда “Новая Евразия” (правопреемник фонда “Евразия”) Дмитрий Сурнин. Упомянутый в ТВ-репортаже платеж в 5719 фунтов стерлингов, предназначенный фонду “Евразия”, скорее всего является последним траншем в рамках проекта “Газеты малых городов России”, начатого еще в 2004 г., разъясняет Сурнин. Проект, предусматривающий обучение представителей региональных СМИ, был рассчитан на два года и заканчивается в марте. Общая сумма гранта – 129 000 фунтов стерлингов. “Марк Доу был представителем донора, и по условиям договора мы должны были раз в квартал перед ним отчитываться. Не могу сказать, что он так часто с нами общался, но мы иногда приглашали его на наши мероприятия, и один раз он даже там был”, – говорит Сурнин.

Эксперт исследовательского центра “Агентура” Андрей Солдатов считает, что, по-видимому, речь идет о незавершенной контрразведывательной операции, поскольку обычно они заканчиваются задержанием шпионов с поличным. “Видимо, операция была прервана из-за того, что британцы почувствовали наблюдение, либо потому, что сверху ФСБ дали команду срочно продемонстрировать контакты иностранной разведки с НПО”, – говорит эксперт. По словам Солдатова, если версия ФСБ верна, то “участие в разведывательных операциях дипломата, занимающегося работой с НПО, является грубым проколом британских чиновников”, особенно в условиях той дискуссии, которая ведется во всем мире вокруг нового российского закона об НПО.