Нефть вновь подбирается к $70


В конце августа прошлого года, после пронесшихся по побережью Мексиканского залива ураганов “Рита” и “Катрина”, мировые цены на нефть light crude достигли рекордных $70 за баррель. Стихия нанесла огромный урон американской нефтяной промышленности, и мировой рынок ожидал дефицита нефти и нефтепродуктов. По данным Службы по контролю за использованием природных ресурсов США, из-за “Катрины” добыча нефти в Мексиканском заливе сократилась на 91,7%, или на 1,38 млн баррелей в сутки, а объем переработки нефти упал на 1,8 млн баррелей в сутки. Последовавшая за ней “Рита” привела к полной остановке добычи нефти.

Но дефицита сырья и нефтепродуктов в августе и сентябре не случилось. Произошел обратный эффект: из-за высоких цен снизился спрос. Сыграло свою роль и то, что в сентябре выросла среднесуточная добыча стран ОПЕК, а страны – члены IEA решили распечатать свои стратегические запасы для ликвидации последствий ураганов в США. Цены на нефть поползли вниз, и уже к концу октября фьючерсы на light crude на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) колебались в пределах $60–61 за баррель. До $58–59 к концу октября снизились на NYMEX цены на нефть марки Brent, которая в конце августа стоила $68. До конца декабря цена на light crude колебалась в районе $58–60 за баррель, на Brent – в районе $56–59. А с начала января стоимость сырья вновь начала расти. 20 января на NYMEX цена на light crude достигла рекордного показателя за последние пять месяцев – $68,48. Вчера по состоянию на 20.00 МСК нефть в Нью-Йорке подешевела до $68,00. В пятницу на Международной нефтяной бирже в Лондоне (IPE) котировки нефти Brent поднялись до $66,43 за баррель, опустившись в понедельник до $66,32.

Эксперты выделяют несколько причин для увеличения стоимости сырья. “Цены на нефть начали расти после наступления холодов в Европе и сокращения поставок российского газа”, – говорит аналитик Energy Intelligence Аксель Буш. Во многом стоимость нефти растет также из-за беспорядков в Нигерии, в результате которых страна сократила экспорт сырья на 200 000 баррелей в день, или на 10%, говорит аналитик Нью-Йоркского офиса Societe General Майкл Гидо. Кроме того, поспособствовали росту цен и недавние заявления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада насчет развития ядерной программы, добавляет эксперт. “Рынок боится потенциальных геополитических рисков”, – резюмирует Гидо. “Сейчас дефицита предложения нефти нет, – соглашается Аксель Буш. – Но рынок боится, что он может случиться, если [Советом Безопасности ООН] будут применены санкции, ограничивающие поставки иранской нефти, а гражданские беспорядки в Нигерии продлятся в течение длительного времени”. По мнению эксперта, в течение ближайшего месяца ниже $65–70 цены на нефть не опустятся. А аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров полагает, что в случае введения санкций против Ирана стоимость сырья может подскочить и до $80. Но долгосрочного кризиса поставок ждать не стоит и долго на такой отметке цены на нефть не продержатся, успокаивает эксперт: “У Международного энергетического агентства достаточно запасов, для того чтобы компенсировать сокращение поставок иранской нефти”. (Использованы материалы WSJ.)