ТЕНЕВАЯ МИГРАЦИЯ: Наш альтернативный ВВП


Если бы из всех великих экономистов необходимо было бы выбрать одного, чья теория все сильнее вступает в противоречие с реалиями современной экономики, то им, пожалуй, стал бы Томас Мальтус. Его учение о том, что любой рост производства неизбежно разбивается о последующее увеличение численности населения, опровергается опытом как промышленно развитых, так и развивающихся стран (самый красноречивый пример – Китай). В России мальтузианская формула поставлена с ног на голову, поскольку главным препятствием на пути долгосрочного роста российской экономики является ежегодная убыль населения страны на 700 000–800 000.

Российским властям ничего не остается, как пойти на смягчение миграционной политики, если они всерьез намерены решать задачу удвоения ВВП в течение ближайших 10 лет. Как показывают наши расчеты, чтобы обеспечить увеличение темпов роста ВВП на 0,5%, России необходимо ежегодно принимать 350 000–400 000 трудовых мигрантов.

Люди и деньги в тени

Именно это и происходит сегодня в России. По данным МВД, в 2004 г. на территорию России въехало почти 10 млн иммигрантов (большая часть из них прибывает из стран СНГ). Число иммигрантов, постоянно работающих в стране, превосходит 4 млн. Главная проблема, связанная с притоком в Россию мигрантов, заключается в том, что их подавляющее большинство сконцентрировано в теневой экономике. По официальным данным, девять из 10 иммигрантов работают в России нелегально, однако заслуживающие большего доверия оценки Международной организации по миграции определяют долю иммигрантов, занятых в теневом секторе экономики, в 75%. Если предположить, что на законных основаниях в России работают менее четверти трудовых мигрантов, легализация трудовой деятельности лишь примерно трети теневых мигрантов способна обеспечить прирост ВВП примерно на 1% в год

Помимо поддержания темпов роста ВВП другим важнейшим макроэкономическим следствием трудовой миграции в Россию является отток денежных переводов в страны СНГ. Начиная с 2003 г. Центральный банк предоставляет статистику по денежным переводам физических лиц из Российской Федерации, большая часть которых приходится на переводы трудовых мигрантов из стран СНГ. Данные Центрального банка свидетельствуют о неуклонном и существенном росте денежных переводов из России в страны СНГ – если в 2003 г. их уровень составлял $1,3 млрд, то в 2005 г. ожидается, что их объем превысит $3 млрд. Учитывая, что большая часть миграционных потоков, а следовательно, и денежных переводов официально не регистрируется, по нашим расчетам, в форме денежных переводов из России в страны СНГ ежегодно вывозится более $10 млрд. Важно отметить, что данные денежные потоки нельзя классифицировать как “бегство капитала”, так как они являются не более чем следствием притока в Россию миллионов мигрантов из-за рубежа.

В условиях, когда трудовая миграция порождает столь значительные финансовые потоки, нет ничего удивительного в том, что миграционные правила столь же забюрократизированы, как и большинство других аспектов ведения бизнеса в России. В соответствии с законодательством, определяющим статус иммигрантов в России, для того чтобы нанять зарубежных специалистов, работодателю необходимо получить разрешение иммиграционной службы. Работодатель должен пройти целый ряд длительных процедур: получить разрешение, подать документы в службу занятости, собрать медицинские заключения, а также оформить временную регистрацию. В лучшем случае все перечисленные процедуры занимают три-четыре месяца, однако подчас эта бюрократическая волокита может растянуться на шесть месяцев. В целом регистрация одного иммигранта в России обходится работодателю в $250–300, из которых $150 идут на оплату услуг посредников, а остальное составляет госпошлина.

Именно в силу бюрократических ограничений в России активно используется нелегальная рабочая сила, что имеет ряд негативных последствий для экономики. Прежде всего многомиллиардные потоки денежных переводов мигрантов минуют российскую банковскую систему, что лишает ее дополнительных источников роста. Помимо этого высокая доля нелегальных мигрантов – это недополученные налоги. Министерство финансов оценивает данные потери в $2 млрд ежегодно.

Простить и легализовать

В условиях невозможности решать проблему теневой экономики исключительно административными методами начиная с 2006 г. российские власти приступили к реализации амнистии для нелегальных мигрантов в качестве эксперимента в восьми российских регионах, включая такие ключевые для миграции регионы, как Москва, Московская область, Краснодарский край и Иркутская область. Кроме того, было также объявлено о планах значительного упрощения регистрации мигрантов в России, за счет чего предполагается снизить срок оформления разрешения на работу в России до 10 дней.

Дальнейшая либерализация миграционного режима должна принести не только экономические, но и политические дивиденды. В Кремле все больше видят в иммиграции стратегический инструмент, привязывающий соседей по СНГ к России наряду с другими способами, такими, как внешний долг и поставки энергоносителей. Помимо Молдавии сильно зависят от денежных переводов из России и другие страны СНГ, в частности Таджикистан, Грузия, Украина и Белоруссия. В этом смысле у России есть все политические и экономические стимулы смягчить иммиграционные правила, что позволит укрепить позиции России на международной арене: наряду со странами Евросоюза и США Россия станет крупным поставщиком капитала в страны третьего мира (в настоящее время денежные переводы превышают официальную финансовую помощь в качестве источника финансовых средств для развивающихся стран). Для российской политической элиты такого рода рост роли страны в мировой экономике является крайне важным для укрепления места России в “большой восьмерке”.

Передаточный механизм

Роль России как основного источника перевода денежных средств подкрепляет ее притязания на лидерство в регионе в вопросах повышения темпов экономического роста в странах СНГ. В Таджикистане и Молдавии объем денежных переводов из России сопоставим с годовыми бюджетами этих стран. В этих условиях очевидно, что финансовые потоки, которые сопровождают трудовую миграцию, становятся одним из важнейших передаточных механизмов российского экономического роста в страны ближнего зарубежья.

Наконец, рост миграции рабочей силы в Россию будет способствовать усилению геополитической роли России в странах СНГ. Среди основных средств геополитического влияния Россия традиционно использовала такие инструменты влияния, как внешний долг, а также зависимость от поставок российского газа. В начале текущего года именно поставки российских энергоносителей стали наиболее острым аспектом отношений России с Украиной и Молдавией. По отношению к Украине цена газового вопроса (уровень субсидирования украинской экономики, который предполагалось прекратить с начала этого года) была определена на уровне примерно $3–4 млрд. В то же время ежегодный поток мигрантов с Украины оценивается примерно в 2 млн человек, которые переводят домой примерно $4 млрд. Вероятно, что более половины этих средств приходится на переводы из России.

Однако очевидно, что основным дивидендом от роста миграции для России является именно интенсификация внутриэкономического развития. Помимо роста ВВП можно отметить то, что в условиях низкой мобильности рабочей силы в России (безработица в Москве практически отсутствует, а в южных регионах России измеряется двузначными цифрами) иммигранты из стран СНГ компенсируют дефицит рабочей силы в стремительно растущих регионах страны. Иммиграция в Россию должна также ослабить тенденцию повышения зарплат и способствовать переходу российской рабочей силы в другие сегменты рынка труда, требующие более высокой квалификации.

Именно нехватка высококвалифицированной рабочей силы является препятствием для построения более динамичной и наукоемкой экономики в России. В условиях, когда средний срок службы оборудования в промышленности достигает более 20 лет, Россия решает проблему изношенности основных фондов за счет импорта высокотехнологичного оборудования из-за рубежа. Демографическая проблема, характерная не только для трудовых ресурсов, но и для капитального оборудования, решается за счет привлечения данных факторов производства из-за рубежа. Однако попытки России модернизировать устаревшие основные фонды за счет увеличения закупок импортного оборудования могут натолкнуться на серьезное препятствие в виде нехватки квалифицированного персонала, который способен эффективно его использовать. Иными словами, импорт современного оборудования должен сопровождаться притоком квалифицированной рабочей силы.

Вернуть эмигрантов

В этих условиях российская иммиграционная политика должна быть направлена не только на привлечение трудовых ресурсов из стран СНГ, но и на возвращение в страну высококвалифицированных специалистов, которые работают в дальнем зарубежье. Речь идет о людях, покинувших Россию либо в советский период, либо в 1990-е гг. в связи с трудностями переходного периода. Большая часть этих высококвалифицированных специалистов, говорящих по-русски и знакомых с особенностями жизни в России, обосновались в США, Германии и Израиле. Если Россия действительно хочет занять свою нишу на мировом рынке высоких технологий, она должна создать благоприятный деловой климат и экономические условия для возвращения в страну человеческого капитала.

Зарубежный опыт доказывает, что иностранная рабочая сила может быть эффективно использована для активизации разработок в области высоких технологий. В этом смысле одна из наиболее успешных стран – Тайвань, которому удалось привлечь высококвалифицированных специалистов, работавших за рубежом. Политика страны в этой области включала создание полной базы данных по эмигрантам, предоставление субсидий на переезд, а также временное трудоустройство. В результате за несколько десятилетий, прошедших с конца 1970-х гг., доля граждан Тайваня, которые стали возвращаться в страну после получения образования за границей, увеличилась с 8% до 33%. К концу 1980-х гг. почти 20% руководителей ведущих компаний Тайваня составляли бывшие эмигранты, ставшие деловой элитой страны. Они даже получили прозвище “астронавты”, поскольку постоянно курсировали между Тайванем и Кремниевой долиной.