Бесконечная интеграция


Вчера в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего госсовета Союзного государства. Путин привез с собой представительную команду: руководителя своей администрации Сергея Собянина, председателя правительства Михаила Фрадкова, спикеров обеих палат парламента Бориса Грызлова и Сергея Миронова, председателя Центробанка Сергея Игнатьева.

На переговорах президенты старались отвести любые подозрения в несостоятельности союза. “Наступивший год особенный, – торжественно заявил Лукашенко, – исполняется 10 лет с момента договоренностей об объединении. Интеграционные процессы приобрели необратимый характер”. Лукашенко похвастался насыщенной повесткой заседания – 12 вопросов и заявил, что впервые союзный бюджет будет принят в начале года. “Альтернативы единству [России и Белоруссии] сегодня нет”, – подытожил белорусский президент. Путин поддержал коллегу: “За последние годы много сделано, чтобы найти оптимальную модель объединения”. Но о главных вопросах – принятии Конституционного акта и единой валюты, над которыми чиновники обоих государств бьются не первый год, президенты не сказали ни слова.

“Вряд ли стоит рассчитывать на прорывные решения по этим вопросам”, – признался перед началом переговоров источник в российской делегации. По словам другого чиновника, белорусская сторона упорствует в вопросе введения единой валюты, а Москва, в свою очередь, не торопится согласовывать союзную конституцию.

По словам председателя комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства Сергея Антуфьева, для завершения работы над Конституционным актом не хватает политического решения двух президентов государств-учредителей. Речь идет о таких ключевых моментах, как вопросы исключительного ведения Союзного государства и его высшие органы власти. “Существуют разные точки зрения насчет того, до какой степени государства должны делиться суверенитетом. Ограничится ли область совместного ведения вопросами обороны и внешней политики или будет распространяться шире, например на вопросы экономики, – тогда можно будет говорить, например, о введении единой валюты”, – поясняет он. Вопрос о высших органах власти, по словам Антуфьева, уже “проработан”, но к нему приходится постоянно возвращаться, поскольку “предложения о введении поста президента и вице-президента” продолжают поступать. Спор идет о том, как будет назначаться премьер – непосредственно высшим исполнительным органом (госсоветом) или по согласованию с парламентом. Чтобы доработать проект Конституционного акта с учетом принятого политического решения рабочей группе, по оценке Антуфьева, понадобится не более 10 дней.

По итогам переговоров министр финансов России Алексей Кудрин рассказал “Ведомостям”, что договориться об условиях и сроках введения российского рубля в качестве единой валюты Союзного государства пока не удалось. По словам министра, Белоруссия опасается дополнительной нагрузки на бюджет, роста безработицы в связи с введением единой валюты и просит Россию предоставлять ей “безвозмездные ежегодные компенсации в размере $1,8 млрд”. “Мы же готовы поддержать бюджетный процесс, банковский сектор республики только предоставлением кредитов”, – добавил министр. Президенты после переговоров отделались общими фразами и пообещали в текущем году усиленно работать над объединением.

Замдиректора Центра политической конъюнктуры Константин Симонов убежден, что на самом деле ни российская, ни белорусская власти по-прежнему не заинтересованы в реальном объединении. Но в отсутствие иной альтернативы Россия вынуждена поддерживать Лукашенко. “Дискуссия вокруг Конституционного акта была активизирована прежде всего в связи с грядущими президентскими выборами в Белоруссии”, – убежден эксперт. С этим согласны и наблюдатели в Белоруссии. Для Лукашенко задача-максимум – получить поддержку Кремля на предстоящих выборах, говорит председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, добавляя, что экономические преференции белорусский лидер уже получил, благополучно разрешив газовый вопрос.