ЦИФРА НЕДЕЛИ: 6%. На что ставка


Росстат обнародовал предварительные сведения о росте валового внутреннего продукта, знаменитого ВВП. Он ожидается на уровне 6%, “чуть меньше, чуть больше”, так сказал главный статистик РФ Владимир Соколин. Эта цифра означает, что удвоение ВВП, на чем продолжают настаивать президент Путин и председатель правительства Фрадков, окончательно выбилось из графика и не состоится в срок. (В 2004 г. все-таки было 7,2%, что почти не отличается от необходимых 7,3%.)

Сенсации тут нет никакой – просто цифровое подтверждение давно предсказанного факта. Позорного тоже ничего нет – конечно, в КНР что-то вроде 9,5% ожидается, и в Индии к 10% предсказывают, а зато у коллег по “восьмерке” у всех ниже. И на Украине первый год оранжевого правления пана Ющенко принес отнюдь не вдохновляющие 2,5% – не то что при товарище Кучме, который добивался двузначных цифр роста.

Сенсации тем более нет, что никаких реальных макроэкономических мер для подстегивания роста ВВП власти не принимают. Не считать же, в самом деле, осторожное сдерживание роста курса рубля за способ оживления экономики – а ведь это единственное, про что можно говорить как про макроэкономическое регулирование. Да и занимается этим Центральный банк, у которого удвоение ВВП не входит в число основных задач.

В то время как есть вполне себе адекватные примеры подстегивания именно роста экономики. Китай не в счет, его экономика живет по каким-то своим, особым законам, но вот в США похожую проблему – убыстрения экономического роста – решал Алан Гринспэн. И он нарочно держал учетную ставку ниже уровня инфляции, что радикально противоречит либеральной экономической идее, а когда ему указывали на это, отвечал, что, по его мнению, экономический рост куда важней инфляции. Конечно, нельзя забывать, как Гринспэн предупреждал журналистов: “Если вы меня поняли, значит, вы меня поняли неправильно”, но факт состоит в том, что американская экономика свой рост ускорила.

У нас хотя и есть учетная ставка, но ее влияние на экономические процессы ничтожно. Один госбанковский служащий как-то даже признался, что не Сбербанк в своей политике ориентируется на ставку рефинансирования ЦБ, а наоборот – ЦБ выясняет у Сбербанка, как там положение на рынке, чтобы не слишком отставать от него со своей ставкой.

В общем, страшно далеки финансовые власти от делового народа. Но нельзя это поставить им в вину: налоговый терроризм и законодательная нестабильность отнюдь не их заслуга, а именно эти, с позволения сказать, параметры самым пагубным образом сказываются на экономическом росте.