УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ: Учиться у бизнеса


Главная институциональная проблема государственного управления понятна: определяет стратегию государства и подписывает законы президент, а ответственность ложится на правительство и Госдуму. Выход прост: президент должен не только формировать, но и возглавлять правительство.

Хотя корпорация призвана стремиться к росту прибыли, а государство – к росту населения, общность ключевых управленческих функций позволяет госаппарату заимствовать корпоративные достижения.

Контроль, сегодня дезорганизованный и размытый, должен быть передан специальным органам с хорошо развитой обратной связью. Политический и управленческий контроль должен вестись аппаратом президента.

В рамках компетенции федерального центра контроль должен вестись только им. Все конфликты должна решать комиссия по административным спорам – компактный орган аппарата президента, находящийся под контролем президента и наблюдательного совета.

Функции контроля и решения споров должны быть разделены, а занимающиеся ими структуры – не связаны друг с другом.

Оказание государственных услуг должно быть отделено от управления и централизовано для облегчения контроля (сейчас агентства подведомственны министерствам, причем по-разному, а оказываемые ими услуги децентрализованы). Государственные закупки должны вестись через единую федеральную контрактную корпорацию, находящуюся (как наиболее коррупциогенная структура) под особо жестким постоянным многоуровневым контролем.

Функции инноваций должны быть сконцентрированы: технологические – в Министерстве науки и технологий, управленческие – в аппарате президента.

Аппарат президента должен быть единственной структурой, владеющей всей информацией в целом.

Переход к назначению губернаторов создал возможность интеграции федерального и регионального управления по типу наиболее эффективных корпораций. Региональное управление должно быть полностью интегрировано в единую систему исполнительной власти: вице-губернаторы и руководители департаментов региональных правительств, курирующие вопросы общенационального значения, должны подчиняться не губернатору, но профильному органу федеральной исполнительной власти.

Губернатор должен лишь координировать их деятельность, но руководители силовых, кадровых и финансовых структур (в том числе определяющие оплату труда сотрудников региональной власти) должны лишь информировать его, но не быть объектом даже его координации.

Губернатор не должен обладать контрольными функциями в отношении вопросов, имеющих общенациональную значимость. Он не должен и решать вопросы финансирования – это дело руководителей региональных структур исполнительной власти.

В бизнесе эта концепция работает и в России. Но возможна она лишь за счет перевода управления на новую технологическую основу – с бумажного на электронный документооборот. Этот перевод должен быть полным и касаться не только всего госуправления, но и госкорпораций.

Он позволит экономить прежде всего время: любое решение может приниматься мгновенно и гласно, а вся связанная с ним информация может быть легкодоступна (при необходимости – общедоступна).

Любой конфликт между органами власти, не разрешенный ими за сутки, должен автоматически передаваться на рассмотрение комиссии по административным спорам, которая должна (действуя по прецеденту) принимать решение за сутки. Типичная конфликтная ситуация должна урегулироваться за двое, а нетипичная – за трое суток.

Сегодня не на решение вопроса, а лишь на подготовку ответа прямому руководству орган госуправления имеет неделю, а остальным – месяц.

При обращении в комиссию по административным спорам участник спора должен определять “цену проблемы” – потенциальный ущерб. Если комиссия соглашается с аргументами, определяющими эту цену, признанный ею виновным чиновник получает соответствующие штрафные очки. Для каждой должности установлен их лимит, превышение которого означает понижение в должности или увольнение за угрозу нанесения неприемлемого ущерба.

Руководители федеральных органов и губернаторы должны иметь свободный доступ ко всей деловой электронной переписке своих подчиненных, контрольные структуры – ко всей переписке, связанной с контролируемыми ими вопросами.

Нужна система конфиденциальной связи, по которой каждый чиновник (в идеале – и гражданин) может обратиться в контролирующие органы или к президенту с жалобой. Он должен иметь гарантию, что его имя не будет раскрыто тем, на кого он жалуется, а его жалоба не будет направлена им же на рассмотрение (как это обычно происходит сейчас и происходило в СССР).

Любое решение о трате средств федеральными или (при превышении некоторой пороговой суммы) региональными органами должно реализовываться только после одобрения Федеральным казначейством, которое может думать над этим не более суток.

Такая административная реформа даст России лучший (и наименьший) госаппарат в мире и резко повысит ее конкурентоспособность.