264 оклада в год


Главная особенность зарплат чиновников в том, что смехотворно низкий оклад компенсируется ежемесячными гарантированными бонусами, которые могут увеличивать основной заработок в 10 раз. Например, максимальный оклад заместителя министра составляет 4895 руб. (см. таблицу). При этом каждый месяц он вне зависимости от результата труда получает по указу президента “денежное поощрение” в 10,5 оклада (51 399 руб.). Аналогичный гарантированный бонус министров составляет 3,9 оклада, и еще один оклад им причитается раз в квартал. Кроме того, есть еще множество разнообразных надбавок: за выслугу лет, за особые условия госслужбы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и проч. Есть и другие “дополнительные выплаты”, например премии по результатам работы и за выполнение особо важных и сложных заданий (их размер законодательно не ограничен). В итоге замминистра получает в среднем 110 500 руб. Другими словами, 22 должностных оклада в месяц, или 264 – в год.

В разделении зарплат чиновников на составляющие изначально было рациональное зерно, объясняет руководитель проекта “Административная реформа” в Центре стратегических разработок Владимир Южаков. Задумка реформаторов заключалась в том, чтобы привязать зарплаты министров и прочих госслужащих к результатам работы. Но критерии, по которым можно было бы оценить эти результаты, до сих пор не выработаны. “Так что пока денежные поощрения можно было бы и не выплачивать”, – добавляет Южаков. “Структура заработка чиновников противоречит теоретической экономике труда. Такого нет ни в одной стране мира”, – соглашается с ним эксперт по госуправлению Павел Кудюкин. Ведь поощрение превышает оклад в несколько раз, но при этом выплачивается всем и всегда, не зависит от результата труда и не стимулирует более качественную работу.

Попутно сложная система расчета зарплаты чиновников позволяет решать важную государственную задачу. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов напоминает, что зарплаты чиновников привязаны к денежному довольствию военных. Чтобы, повышая зарплаты 350 000 федеральных чиновников, не увеличивать автоматически содержание 1,5 млн военных, пришлось вывести основной заработок госслужащих за рамки оклада, говорит Кузьминов. В апреле 2004 г. президент Владимир Путин своим указом резко повысил зарплаты чиновников (министров – в 4,9 раза, заместителей министра, начальников департаментов и отделов – в 5–12 раз). При этом оклады выросли максимум в 1,5 раза, а остальное чиновники получили именно за счет “денежного поощрения”. А довольствие военнослужащих увеличилось гораздо позднее и значительно меньше. Кудюкин добавляет, что сложная структура заработка позволяет чиновникам “жонглировать цифрами”: “Когда нужно доказать, что заработки невысоки, чиновники называют сумму основного оклада, а когда обратный тезис – общую сумму”.

Руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев обращает внимание на то, что система вознаграждения чиновников в России и раньше была запутанной. Еще в 2002 г. федеральный госслужащий получал в среднем $200–400 в месяц, т. е. примерно столько же, сколько курьер в коммерческой организации. Тогда чиновники прибегали к разнообразным уловкам: например, просили расписать в свой адрес какой-нибудь секретный документ, чтобы получить надбавку за секретность. Распространенным способом повышения зарплаты было назначение сотрудника заместителем министра (с соответствующим увеличением содержания). В итоге заместителей стало до неприличия много (17 – в Минэкономразвития, 15 – в Минпромнауки, 14 – в МИДе, 13 – в Минтрансе, по 12 – в МПС и Минфине). Изобретением федеральных чиновников успешно пользовались и губернаторы: у бывшего главы Нижегородской области Ивана Склярова было 24 заместителя, вспоминает Николаев.

Впрочем, не все эксперты считают схему оплаты труда чиновников такой уж запутанной. “В коммерческих компаниях бывает еще хуже”, – утверждает руководитель направления “Управление эффективностью” компании “Экопси Консалтинг” Роман Иванов. По его словам, сотрудники некоторых фирм помимо зарплаты получают по три бонуса – от непосредственного руководителя, от руководителя подразделения и от гендиректора, и при этом правила расчета премий никак не регламентированы. По сути, труд чиновника мало чем отличается от деятельности менеджера и разработать критерии его оценки не так уж сложно, говорит Иванов. В начале года можно было бы формулировать приоритетные задачи, а потом – следить за их выполнением. “Например, размер премий вполне может зависеть от своевременности выпуска подзаконных актов или внесения каких-то документов в Госдуму”, – рассуждает эксперт. Руководитель думского комитета по регламенту Олег Ковалев напоминает, что на днях депутаты как раз обсуждали вопрос о том, чтобы лишать премий тех министров, которые вовремя не присылают в Госдуму заключения на законопроекты. При этом Ковалев признает, что бонусы депутатов тоже не зависят от результатов труда: “Мы с согласия Минфина выплачиваем всем одинаковые премии за счет экономии по фонду оплаты труда, по командировкам и проч. Помимо оклада в 18 000 руб. получается примерно по 30 000 руб. в месяц”.