Борьба с собой


В марте 2005 г. на встрече с лидерами бизнеса президент Владимир Путин согласился, что работу налоговиков следует оценивать не по сумме доначисленных налогов, а по числу выигранных дел и количеству жалоб налогоплательщиков. А в послании Федеральному собранию Путин объявил, что “налоговые органы не вправе терроризировать бизнес”.

Вскоре после этого министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что Федеральная налоговая служба (ФНС) перестала рассылать территориальным управлениям планы по сбору налогов. Их заменили “бюджетными ориентирами”, невыполнение которых не влечет наказаний.

Однако в прошлом году сотрудники налоговых инспекций, не выполнивших задание, все равно лишились премии. Чиновники тогда признали, что уйти от плана не удалось, поскольку это самый очевидный критерий оценки работы налоговых органов.

Но вчера представитель ФНС Елена Толгская рассказала, что ее ведомство все-таки разработало новую систему оценки эффективности работы налоговых органов. По ее словам, в эту систему включено 35 показателей. Назвать их Толгская отказалась, но подчеркнула, что теперь налоговики не гонятся за наполнением бюджета любой ценой. А право на премию не зависит от выполнения задания.

В Минфине о новой системе оценки ничего не знают. “Возможно, ФНС еще не закончила разработку этих критериев”, – предполагает сотрудник налогового департамента Минфина. Он считает, что речь может идти о показателях, характеризующих качество обслуживания налогоплательщика. Например, сколько времени инспектор тратит на ответ компании, сколько решений инспектора плательщик обжалует в суде, и т. д. Но сотрудник управления ФНС по Москве убежден, что “применять на практике три десятка критериев невозможно” и “все разговоры о новой системе оценки нужны только для того, чтобы отчитаться перед начальством”.

Замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков советует оценивать работу налоговиков исходя из того, сколько претензий предъявили налогоплательщики конкретному инспектору, а также по результатам рассмотрения споров в суде.

Единственный объективный критерий – это соотношение числа выездных налоговых проверок и числа решений налоговиков по итогам этих проверок, которые суды признали правильными, считает руководитель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов.

Кроме того, в ФНС создано управление налогового аудита, рассказала Толгская. Оно будет решать споры между налоговыми органами и компаниями в рабочем порядке, “чтобы не было необходимости идти в суд”. Начальником нового подразделения назначена Наталья Елина, которая до сих пор руководила отделом рассмотрения налоговых споров юридического управления ФНС. Отдел внутреннего аудита должен предотвратить попадание в суд заведомо проигрышных для налоговиков исков, объясняет чиновник Минфина. Сейчас ФНС проигрывает 75% тяжб, показывает статистика Высшего арбитражного суда. Процедуру рассмотрения споров налоговики утвердят в середине февраля.