Комиссия невыполнима


Коррупция по закону

В соответствии с законом 1978 г. об этике в правительстве (Ethics in the Government Act) американские госчиновники должны регулярно отчитываться о своих доходах и имуществе перед комиссией правительства по этике (Office of Government Ethics, OGE). Чиновники, которых утверждает в должности сенат (например, госсекретарь), сдают отчет в течение пяти дней после того, как президент представит их кандидатуру. Остальные чиновники должны пройти процедуру проверки OGE в течение 30 дней после назначения.

Как рассказал “Ведомостям” представитель OGE, чиновник заполняет четыре декларации. В них он должен указать все должности, которые он когда-либо занимал, описать свои связи с бизнесом, рассказать, какими ценными бумагами владеют он и члены его семьи, а также в каких компаниях работают его близкие родственники. При этом сотрудникам некоторых ведомств, например министерства финансов или налоговой службы, вообще запрещено владеть ценными бумагами. В случае если данные декларации не соответствуют установленным законом требованиям, директор OGE должен принять меры: чиновнику может быть предложено передать ценные бумаги в доверительное управление (так называемый blind trust) или продать их, ограничить свои полномочия или даже добровольно отказаться от должности (подразумевается, что ему будет предложена другая должность).

В дальнейшем чиновники отчитываются ежегодно не позднее 15 мая. В декларациях должны быть указаны все побочные доходы свыше $200 (дивиденды, гонорары, рента и т. д.) за минувший календарный год, в том числе переданные на благотворительные цели, все подарки, сделанные в любой форме (оплаченные поездки, ужины в ресторанах, товары и услуги). Кроме того, чиновник обязан отчитаться о доходах свыше $1000 своей супруги и ребенка (не старше 21 года).

OGE изучает декларации и в случае необходимости обращается в прокуратуру. Предоставление заведомо ложных сведений или же утаивание данных от OGE является административным правонарушением и карается штрафом до $10 000. Чиновник, не подавший свою декларацию в положенный срок, обязан заплатить штраф в $200. Через 30 дней декларации становятся доступны гражданам и журналистам (предоставляются по письменному запросу). Исключение составляют декларации директора ЦРУ, директора Агентства национальной безопасности и некоторых других “засекреченных” чиновников. Копии деклараций хранятся шесть лет и затем уничтожаются.

Коррупция по жизни

Эксперты уверены, что, несмотря на все свои достоинства, обязательное декларирование доходов не может считаться самодостаточным антикоррупционным инструментом. С его помощью можно поймать либо “мелкую рыбешку”, либо “идиотов”, считает бывший ведущий специалист Всемирного банка по общественным реформам Майк Стивенс, который был одним из руководителей рабочей группы банка по разработке антикоррупционного законодательства для развивающихся стран.

Примеры “мелкой рыбешки” можно найти на сайте OGE. Например, в 2004 г. к девяти месяцам условно была приговорена заместитель секретаря по вопросам закупок ВВС Дарлин Драян. По долгу службы Драян курировала возможную сделку по аренде 100 самолетов-заправщиков у компании Boeing. В 2002 г. она приняла решение уйти с госслужбы и наняться на работу в Boeing, однако о своих переговорах с корпорацией сообщила руководству лишь спустя неделю после их начала. Тем самым Драян допустила конфликт интересов: она, как заинтересованное лицо, обязана была информировать о своем намерении начальство и устраниться от участия в обсуждении сделки с компанией – потенциальным работодателем.

А в июле 2004 г. федеральный суд округа Колумбия огласил приговор Джону Оливеро, работавшему с 1998 по 2002 г. на отдел внешних связей министерства торговли. Оливеро был нанят в качестве режиссера, и в его обязанности в том числе входило распределение подрядов на монтаж и озвучание фильма, снятого по заказу министерства. Этот контракт Оливеро отдал компании, которой владел совместно с женой. Суд приговорил его к году условно и $900 штрафа.

Всего, по данным OGE, в 2004 г. (последняя доступная информация) было доведено до приговора шесть дел о злоупотреблениях госслужащих. Стивенс из Всемирного банка сообщил в беседе с “Ведомостями”, что за несколько десятков лет работы ни он, ни его коллеги не встречали ни одного взяточника, которого бы поймали с помощью данных его декларации. “Организации типа OGE лишь предотвращают конфликты интересов и обеспечивают прозрачность работы правительства, а взяточников вычисляют наши налоговые службы и ФБР”, – поясняет источник “Ведомостей” в правительстве США.

Например, в конце ноября 2005 г. Вашингтон потряс громкий коррупционный скандал с участием конгрессмена Рэнди Каннингема. У конгрессменов (как и сенаторов и судей) есть своя комиссия по этике. Тем не менее в поле зрения департамента юстиции, а затем и ФБР конгрессмен попал не в результате подачи декларации, а после того как продал свою летнюю резиденцию высокопоставленному сотруднику MZM Inc., который затем перепродал ее за меньшие (на $700 000) деньги. Департамент юстиции начал расследование, к которому затем подключилось ФБР. В результате Каннингем признался, что оказывал давление на Пентагон с целью предоставления крупного оборонного контракта компании MZM Inc., и ушел из подкомитета по госзакупкам для нужд вооруженных сил.

Понять, что само по себе наличие закона о декларировании доходов и собственности госчиновниками отнюдь не является панацеей от коррупционных проблем, можно, взглянув на рейтинг стран с самым высоким уровнем взяточничества среди госслужащих. В Бангладеш свод правил, обязывающий чиновников ежегодно отчитываться о доходах, действует на год меньше, чем в США, – с 1979 г. Но это не мешает стране занимать 158-е место из 158 возможных в коррупционном рейтинге Transparency International (TI) за 2005 г. В Нигерии закон о декларировании имущества госслужащими был принят в 1999 г., но в рейтинге TI страна занимает 156-е место. Директор TI по Европе и Центральной Азии Миклош Маршалл считает, что “в большинстве стран декларирование практически бесполезно”. “Опыт показывает, что тот, кто не уважает закон, не постесняется обойти и декларирование”, – пояснил “Ведомостям” экс-борец с коррупцией и руководитель нашумевшей операции “Чистые руки” в Италии Антонио ди Пьетро. С его точки зрения, “для противодействия коррупции необходимы, с одной стороны, полицейские операции, а с другой – развитие культуры соблюдения законности”. “Есть страны, в которых нет строгих законов и регулирующих комиссий, но есть традиция честности среди чиновников, – напоминает Маршалл из TI. – Лучший пример – Швеция (6-е место в рейтинге TI), где просто не принято брать взятки”.