Поиск с цензурой


Адрес нового поискового портала – Google.cn, он считается критически важным для конкуренции с западными и китайскими поисковиками. Но поскольку портал выполнил жесткие требования законов КНР, можно ожидать, что критики обвинят компанию в потворстве режиму и в отступлении от собственного принципа “Не быть злом”.

“Западные компании понимают, что им необходимо присутствовать на китайском рынке, но позиция китайского правительства в отношении Интернета такова, что для работы им приходится забывать о собственных основополагающих ценностях”, – говорит Джон Пэлфри, директор Беркмановского центра Интернета и общества при юридическом факультете Гарвардского университета.

Аналогичные проблемы испытывают и компании Yahoo! и Microsoft.

По словам представителей Google, на сайте Google.cn не будут показываться ссылки на ресурсы, враждебные китайскому правительству. Взамен Пекин, как ожидается, со временем разрешит компании разместить новую службу на серверах, находящихся в Китае (сейчас обработкой запросов занимаются серверы Google в США). Но Google не будет размещать на китайских серверах контент, создаваемый пользователями, в частности блоги и ящики электронной почты. Такие материалы в случае их физического хранения в Китае будут уязвимыми для вмешательства властей. Фильтруя результаты поиска, Google будет предупреждать пользователей, что они имеют дело с цензурированным материалом.

“Конечно, выборочное изъятие информации нарушает принципы Google, однако еще большим нарушением принципов было бы, если бы мы не давали пользователям вообще никакой информации”, – заявил Эндрю Маклафлин, старший советник Google по стратегии.

В прошлом году Google организовала в стране службы исследований и продаж. По данным исследовательской фирмы iResearch, доля компании в общем числе обрабатываемых поисковых запросов в Китае, составлявшая в 2004 г. 22,4%, выросла за год до 26,9%. У лидера национального рынка поисковых систем, Baidu.com, за тот же период доля увеличилась с 33,1% до 46,5%.

В настоящее время Китай занимает по числу пользователей Интернета второе место в мире после США, а в течение нескольких лет, вероятно, займет первое место. Google создала поисковый портал на китайском языке еще в 2000 г., но, поскольку соответствующие серверы находились в США, качество услуг могло снижаться. Частично неудобство использования этих услуг в Китае объяснялось и функционированием правительственной системы фильтрации зарубежного трафика. (WSJ, 25.01.2006, Александр Силонов)