Ядерное СП как повод для отсрочки


2–3 февраля в Вене пройдет заседание сессии совета управляющих МАГАТЭ, на котором США и “тройка” ЕС (Великобритания, Франция, Германия) попытаются добиться принятия проекта резолюции по “иранскому ядерному досье”, передающей проблему в ведение Совета Безопасности ООН. По словам источников, знакомых с текстом проекта, внесенного на прошлой неделе, документ является крайне жестким в отношении Тегерана и не просто информирует Совбез о нарушении Ираном своих обязательств в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), но и призывает этот орган принять конкретные меры для борьбы с нарушителями.

Текст резолюции будет обсуждаться на встрече министров иностранных дел США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии в Лондоне в понедельник, заявил в среду представитель МИД Великобритании. Именно на этих переговорах решится вопрос передачи “иранского досье” в СБ ООН , говорит эксперт вашингтонского Центра стратегических международных исследований Роберт Айнхорн, занимавший пост помощника госсекретаря США по вопросам нераспространения в 1999–2001 гг.

На данном этапе речь не идет о введении СБ ООН санкций против Ирана, хотя и они “полностью не исключены”, заявил во вторник представитель США при международных организациях в Вене Грег Шульте. По мнению Шульте, передача вопроса в ведение Совбеза ООН необходима для выведения дипломатических усилий по борьбе с ядерными амбициями Ирана “на новый уровень”.

Однако, если СБ ООН начнет заниматься ядерными проектами Тегерана, введение санкций может стать вопросом времени, сообщил “Ведомостям” источник, знакомый с ходом обсуждения “иранского досье”. Поэтому Россия и Китай, ключевые партнеры Ирана среди постоянных членов СБ, пытаются удержать обсуждение иранской ядерной проблематики в рамках МАГАТЭ. Ранее Россия выступила с предложением создания российско-иранского СП по обогащению иранского ядерного топлива на российской территории, а секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани заявил, что Тегеран “позитивно” воспринимает инициативу Москвы, хотя ее необходимо “усовершенствовать”. По данным источника “Ведомостей”, Иран при создании СП хотел бы сохранить возможность продолжать исследования в сфере обогащения урана.

По словам источника, Россия особенно обеспокоена перспективами введения санкций против Ирана, поскольку санкции едва ли коснутся экспорта энергоносителей, зато под ударом окажутся сферы, представляющие особый интерес для Москвы, – военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в ядерной сфере. “В последнее время сотрудничество с Ираном оживилось, – говорит директор московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, – у российских производителей есть перспективы новых контрактов с Ираном по поставкам не только оружия, но и гражданских самолетов, например Ту-204”. Китай заинтересован в Иране как в источнике энергоносителей. Представитель китайского МИДа Кун Цюань заявил вчера, что КНР “против поспешного использования санкций”. Китай поддержал идею российско-иранского ядерного СП.

У Ирана есть шанс избежать передачи своего досье в СБ ООН в феврале, считает Айнхорн. По его данным, российские дипломаты пытаются смягчить резолюцию МАГАТЭ: чтобы в ней предлагалось не передавать иранское досье в СБ, а лишь уведомить его о такой возможности на следующей сессии Совета управляющих в марте. Это позволило бы выиграть дополнительное время для переговоров с Ираном о создании СП. По данным Айнхорна, США будут настаивать в этом случае на направлении в СБ “промежуточного доклада”. Он обратит внимание на допущенные нарушения, но не потребует обсуждения конкретных мер по наказанию Тегерана.