Держась за идеалы


ЦСА придумал непривычную, без неизбежных для архитектурной выставки планшетов и макетов, экспозицию. Правда, уже неизбежное для таких случаев видео крутится, но просто потому, что изготовление фильмов об архитектуре, продвижение их на телевидение и тиражирование на дисках – одна из любимых сфер работы центра. Выставка состоит из 21 баннера, на каждом – имя одного московского архитектора и фотография его проекта. То есть выставка получилась натуральной рекламой архитекторов Асадова, Бокова, Скокана, Плоткина, Хазанова и еще столь же достойных. Собственно, рекламой современной отечественной архитектуры и ее лучших представителей маленькая некоммерческая и негосударственная организация во главе с Ириной Коробьиной и занимается.

До создания центра Коробьина возглавляла такую же немного зарабатывающую и поддерживаемую спонсорскими деньгами Архитектурную галерею, которая кроме выставок производила и еженедельную телепрограмму с тем же названием. Передачи шли на канале “Культура” не в самое рейтинговое время, потому что архитектурная тема считается мало популярной у зрителей. Что, конечно, так, но все же странно – большая часть населения земли живет не на природе, а в мире, созданном архитекторами. И им, в отличие от Бога, можно предъявлять претензии, их деятельность просто необходимо обсуждать.

В книге, которую выпустил к выставке центр (дизайнер Евгений Корнеев сделал ее безупречно – легко, разумно и антибуржуазно), собраны, кроме всего прочего, 39 высказываний о смысле архитектурной профессии. Их произнесли в рамках программы “Кредо” в своих лекциях не только наши ведущие, но и еще знаменитые зарубежные архитекторы. Почти все поминали любовь, страсть, поэзию и Бога. А Андрей Боков просто сказал, что занимается богоподобным делом. К тем проектам и зданиям, которые отпечатаны на выставочных баннерах, т. е. к лучшим работам лучших наших архитекторов, слова если не о божественном, то о страстном и поэтическом вполне применимы. И заметьте, слова эти говорили не какие-то там своенравные и свободные зарубежные звезды, вроде Захи Хадид, а люди, работающие последние 15 лет в ситуации бешено развивающегося рынка недвижимости, беспощадного ко всему, кроме быстро получаемой прибыли. Сохранить хоть какие-то профессиональные идеалы тут почти невозможно.

Одним из способов поддержания веры в себя и профессию остается сравнение с лучшими. Зарубежные архитектурные знаменитости много раз давали Коробьиной интервью, приезжали на организованные Центром современной архитектуры лекции, даже участвовали в его архитектурных десантах в провинцию. На открытии выставки произнес теплые слова голландец Эрик ван Эгераат, который, хоть и считается современной архитектурной звездой, светит не ярче многих наших архитекторов.

Конечно, тот образ современной архитектуры, который существует в деятельности Центра современной архитектуры, имеет к нашей реальной среде обитания отношение косвенное. Архитектурной поэзии в современном массовом домостроительстве не больше, чем в песнях отечественной эстрады. Массово востребованы всякие “муси-пуси” (частный заказ) и “батяня комбат” (заказ муниципальный). Но, как писал один из исследователей современного телевидения, уровень телепрограмм еще держится благодаря образованным журналистам, которым стыдно заниматься откровенной чепухой. Современная архитектура остается частью современной культуры, пока есть архитекторы, старающиеся держать высокую профессиональную планку. Пока существуют некоммерческие профессиональные журналы и организации, подобные ЦСА.