МВА для тех, кому за 30


Школы, ориентирующиеся на студентов зрелого возраста, можно условно разделить на две группы. Старые и именитые – например, швейцарская IMD, британские Henley и Ashridge – имеют давние традиции преподавания программ для руководителей (поэтому студенты зрелого возраста – это их рынок), программы MBA преподаются в них тоже уже много лет. Из новичков выделяется Stockholm School of Economics и Copenhagen Business School, программа full-time МВА в которой существует уже три года.

Stockholm School of Economics с самого начала преподавания по программе full-time MBA в 2004 г. решила ориентироваться на студентов более старшего возраста. Школа разработала программу, которая называется MBA Live, основанную на трехмесячном изучении кейсов. Она предусматривает посещение студентами компаний Scania и H&M, работу с документами компаний и подготовку отчетов для гендиректора и совета директоров. “Все это трудно было бы воплотить в жизнь, если бы курс был рассчитан на 25-летних студентов”, – говорит декан программы MBA в Stockholm School of Economics Урьян Сельвелл.

Традиции школ могут быть разными, но студенты приходят на full-time MBA примерно по одним и тем же причинам. У большинства из них за плечами по меньшей мере 7–8 лет работы в бизнесе, они уже достигли высокого положения в определенной области, но хотят сменить профиль работы. “Они задают себе вопрос: хочу ли я заниматься этим до конца своей карьеры или же лучше начать что-то новое?” – рассказывает директор по маркетингу программы CBS Executive в Copenhagen Business School Конни Тай. “Это все люди, добившиеся успеха и занимающие руководящие должности, которые ищут мощный стимул для изменения в карьере”, – согласен с ним директор Henley Крис Боунз. Новый директор по программе MBA в IMD Бенуа Леле считает, что full-time MBA для руководителей, которым за 30, – это “прекрасный способ изменить свою карьеру с точки зрения должности, сферы бизнеса и географии, причем нередко удается изменить все три аспекта сразу”.

В Ashridge более половины студентов, выбравших годовую программу, – это те, кто хочет попробовать себя в новой области, говорит директор по квалификационным программам Нарендра Лалджани. Меньшую часть составляют представители семейного бизнеса или крупных компаний, которые взяли отпуск на год или учатся на программе MBA, чтобы подготовиться к управлению бизнесом. “Они не собираются кардинально менять карьеру, но точно знают, что им нужно”, – добавляет он. Существует еще одна причина популярности full-time MBA среди менеджеров зрелого возраста, полагает директор по маркетингу MBA в IMD Дженет Шейнер. “Это связано с их личным ростом, возможностью познакомиться с другими людьми на курсе и обзавестись полезными контактами, а также повариться в обществе абсолютно фантастических людей (в нашей школе их 90), тогда как на работе – всего 1–2. Дружбу с ними вы сохраните на всю жизнь”, – говорит он.

Все это, а также интенсивность годового очного курса дает MBA преимущество перед программами EMBA. Но есть и другие причины, из-за которых программа EMBA не столь хороша для 35-летних студентов, стремящихся найти новое направление в карьере. Не каждый в этом возрасте, через 12–15 лет после окончания университета, справится с двойными нагрузками на работе и учебе, говорит Лалджани: “Поэтому люди предпочитают взять на год отпуск и сделать дело, вместо того чтобы совмещать работу с EMBA, что требует гораздо больше усилий”. Кроме того, уточняет он, образование EMBA более ограничено с точки зрения географии, так как студенты должны регулярно приезжать в школу и проводить там какое-то время. Очный курс имеет все шансы быть более интернациональным, что дает преимущество как студентам, так и школе. Наконец, возможность провести год в другом городе или даже стране наверняка оценит не только менеджер, но и его семья. Тай говорит, что копенгагенский курс пользуется популярностью у исландцев, которые приезжают на год в Данию вместе с семьями.

Вопрос цены, конечно, тоже очень важен. Большинство студентов, обучающихся на этих курсах, – это люди, уволившиеся с предыдущего места работы и сами оплачивающие обучение, инвестируя таким образом в свое будущее. Расходы на обучение за год составляют 50 000–70 000 евро (включая проживание), но кому-то помимо этого приходится расплачиваться по ипотечному кредиту и делать другие регулярные выплаты, связанные с домом.

Разумеется, студенты хотят, чтобы эти инвестиции окупились, и залог этого – качество курса и уровень остальных студентов. Студенты учатся на опыте друг друга не меньше, чем у факультета или при изучении кейсов, отмечает Шейнер. Хотя большинство школ формально не ограничивают минимальный возраст студентов, в них действуют очень строгие критерии отбора исходя из их возраста и опыта студентов. “Одно из наших главных достоинств – это то, что программы рассчитаны на людей с одинаковым опытом и масштабом личности, – говорит Боунз из Henley, где средний возраст студентов очной программы MBA составляет 37 лет. – Если вы не суперзвезда и вам 27–28 лет, то найдется кто-то старше вас, считающий, что у вас недостаточно опыта, чтобы вносить полноценный вклад в дебаты”.

В этом году общий спрос на очные программы MBA падает, но школы, делающие ставку на студентов зрелого возраста, не поддаются соблазну и молодежь на курс не принимают. В Stockholm School of Economics, набирающей студентов второй год, сейчас обучается 25 человек. В идеале должно быть 30–40, говорит профессор Сельвелл, “но мы не хотим снижать возрастную планку”. Сейчас средний возраст студентов школы составляет 31 год. Лалджани из Ashridge считает, что предшествующий опыт студентов служит мощным инструментом в образовании: “Совокупный стаж наших студентов с курса, который начался на прошлой неделе, – 300 лет работы в бизнесе, и не использовать это было бы просто глупо”.

Проблемы в работе с этой возрастной группой нередко возникают у преподавателей-теоретиков, объясняет Леле, поскольку их компетенция подвергается проверке при обсуждении практических и операционных вопросов. Для некоторых преподавателей, говорит он, аудитория “слишком опытна и в определенной степени испорчена реалиями работы – вы понимаете, что они не будут слушать тот вздор, который вы им хотите преподнести”. (FT, Татьяна Бочкарева)