Ром в помощь


Гасиенда Санта Тереза, расположенная в долине в 60 км от столицы Венесуэлы Каракаса, была основана в 1796 г. Эту землю приобрел в собственность прапрапрадед Воллмера, немецкий путешественник. Сам Альберто получил образование во Франции, стажировался как специалист по промышленно-гражданскому строительству, а затем четыре года работал в трущобах Каракаса, помогая беднякам получить крышу над головой. Он и думать не хотел об управлении Ron Santa Teresa, семейной компании, которая производила ром.

Конкуренты

Нестабильная венесуэльская экономика чуть было не погубила дело. Колебания курсов валют привели к финансовым проблемам, импортные напитки практически вытеснили с рынка традиционный для Венесуэлы ром. Основные конкуренты компании – Ron Cacique и Pampero были выкуплены международными корпорациями Seagram и United Distillers. Альберто встал у руля бизнеса в 1996 г. и сразу понял, что дело – на грани краха. В дверь стучали кредиторы, а члены совета директоров строили заговоры. “Это был критический момент. Наши долги достигли $25 млн. Мы не понимали, чем занимается компания: производством или импортом”, – говорит Воллмер. “Мы решили сосредоточиться на нашем основном продукте – роме и поднять престиж этого напитка”, – добавляет он. Из выпускаемых на тот момент 260 наименований напитков осталось только 17. “Мы сконцентрировались на этих продуктах и за три месяца увеличили их производство на 25%”, – говорит Воллмер. Начиная с 1998 г. продажи компании стабильно росли и в этом году достигли $39 млн, но это еще не все. После нескольких убыточных лет в 2001 г. компания получила прибыль более $1 млн. В этом году, по прогнозам Воллмера, прибыль составит $5 млн. Компания наращивает и объемы экспорта. Пять лет назад на долю экспорта приходилось лишь 2% продаж, а в этом году Воллмер рассчитывает на 15%.

Президент

Но это была лишь половина дела. После прихода к власти президента Чавеса семь лет назад политическая ситуация стала очень нестабильной, а отношение к коммерсантам – ненамного лучше, чем на социалистической Кубе. “В феврале 2000 г., спустя лишь пару недель после того, как мы решили проблемы с кредиторами, наши земли захватили”, – рассказывает Воллмер. Около 250 местных семей заняли 30 из 3000 гектаров поместья. Они требовали землю для строительства домов. Захват земель был организован бывшим военным, другом президента Чавеса. В те годы самовольный захват собственности в Венесуэле был обычным явлением – захватчиков поддерживало правительство.

Тут Воллмеру пригодился опыт, приобретенный в трущобах Каракаса. “Я хорошо представлял себе, чего хотят эти люди, и понял: если мы не будем инвестировать в социальную сферу, то нам не выжить”, – говорит он. Воллмер и топ-менеджеры компании решили безвозмездно выделить участок земли с условием, что их фирма получит подряд на застройку этого участка. В результате было построено около 100 домов.

“Когда мы закончили строительство домов, то поняли, что необходимо вкладывать деньги в местную общину, иначе не избежать новых конфликтов”, – вспоминает Воллмер. Santa Teresa начала экспериментировать с туризмом, чтобы хоть как-то решить проблему безработицы в соседнем городке, вкладывала деньги в развитие спортивных и медицинских учреждений.

Бандиты

Еще одну проверку на прочность компании пришлось пережить в 2003 г., когда члены местной банды напали на одного из охранников Santa Teresa. Решение, принятое Воллмером, опять удивило всех: он предложил двум молодым преступникам бесплатно отработать три месяца на предприятии – или дело будет передано в полицию. Они согласились и привели с собой всю банду из 20 человек.

Так появилась на свет программа, получившая название Project Alcatraz. Местная молодежь получила возможность по утрам работать, а после обеда посещать классы социальной адаптации. С того момента, как проект начал свою работу, было ликвидировано четыре местные банды, а преступность упала на 35%. Около 2% своей прибыли Santa Teresa инвестирует в социальные проекты.

Эксперты также убеждены, что Santa Teresa – это не просто пример удачной компании. Это идеальная модель ведения бизнеса в регионах с множественными проблемами, таких как Венесуэла или страны Восточной Европы. “Руководители Santa Teresa поняли, что жизнеспособность и доходность их компании зависит не только от того, насколько качественный ром производит их компания, а также и от того, какой вклад в развитие социальной сферы региона она вносит, – говорит Джеймс Остин, профессор Гарвардской школы бизнеса. – Одновременное получение коммерческой и социальной выгоды – вот новая модель успеха развивающихся стран мира”. (Использованы материалы FT.)