Сибирский розлив “Русского алкоголя”


О том, что “Русский алкоголь” решил построить в Новосибирске завод по производству алкогольных и слабоалкогольных напитков, в конце минувшей недели сообщил на координационном совете по промышленности руководитель Департамента развития промышленности администрации Новосибирской области Сергей Семка. По его словам, инвестиции в проект составят минимум $15 млн и завод будет построен в пригороде Новосибирска в районе поселка Кольцово. Сейчас, по его словам, компания ведет работу по получению необходимой документации для начала строительства. Это подтвердила и заместитель главы администрации Кольцова Анна Гумерова, по словам которой в конце декабря 2005 г. администрация поселка подписала с группой “Русский алкоголь” протокол о сотрудничестве. Гумерова говорит, что строительство должно начаться уже летом.

Руководитель службы по связям с общественностью группы компаний “Русский алкоголь” Жанна Олейник подтвердила, что группа регистрирует в пригороде Новосибирска свое предприятие. Олейник отказалась комментировать детали новосибирского проекта, но рассказала, что “Русский алкоголь” давно планировал построить за Уралом производство мощностью около 15 млн дал в год – 10 млн дал слабоалкогольной продукции и 5 млн дал крепкого алкоголя. По ее словам, сибирский завод планируется ввести в строй в начале 2007 г. “За счет нового завода мы намерены увеличить за Уралом продажи алкоголя и снизить на 40% логистические издержки, – говорит Олейник. – Мы планируем обеспечивать продукцией нового завода Сибирь и Дальний Восток”. Марки алкоголя, который будет производиться новым заводом, Олейник называть не стала, отметив, что, скорее всего, это будут наиболее продаваемые брэнды, в частности водка “Зеленая марка “Главспирттрест” и коктейли “Браво”.

До сих пор группа “Промышленные инвесторы” расширяла свой алкогольный бизнес за счет покупки предприятий в регионах. Так, в мае 2005 г. группа купила грузинский водочный завод “Ушба”, в июле у Heineken и группы исландских бизнесменов – компанию “Браво премиум” (Санкт-Петербург), а в октябре того же года – тульский ликероводочный завод “Весна”. Завод под Новосибирском будет первым предприятием по производству алкоголя, построенным группой с нуля.

Вице-президент Русской вино-водочной компании Константин Попов называет проект конкурентов смелым. “Исходя из мощности будущего завода, “Русский алкоголь” намерен занять за Уралом около 60% рынка, а это мало реально, – говорит Попов. – Экспорт же в азиатские страны традиционно невелик из-за острой конкуренции с местными производителями”. Но если проект будет реализован, то сибирским алкогольным компаниям, таким как “Винап”, КАОЛВИ (Куйбышевское акционерное общество ликероводочных изделий), “Сибирский бальзам”, придется либо потесниться на рынке, либо увеличивать инвестиции в маркетинг, оборудование и систему дистрибуции.

Местные производители не видят для себя больших осложнений в связи с проектом “Русского алкоголя”. “Последние три года мы работаем в условиях жесточайшей конкуренции, на новосибирских прилавках представлена водка не только российских, но и зарубежных производителей”, – говорит пресс-секретарь “Винапа” Элла Галашичева. “Новому производителю потребуются значительные усилия, чтобы отвоевать себе место на рынке. Возможно, он попытается снизить цену за счет сокращения транспортных издержек”, – рассуждает Галашичева. По ее словам, “Винап” не собирается сдавать позиции на местном рынке и планирует в I квартале 2006 г. запустить свои новые водочные брэнды (“Серебряная подкова”, “Калинка” и др.) в ценовой категории около 120 руб. за 0,5 л, также будет расширено производство безалкогольных коктейлей. Объем инвестиций в эти проекты Галашичева назвать затруднилась. А акционер и член совета директоров КАОЛВИ Наталья Нефедова говорит, что если “Русский алкоголь” придет с раскрученными марками, то местным игрокам может грозить разорение. При этом она отмечает, что 15 млн дал только сибирский рынок не поглотит и новому производителю придется расширять географию сбыта, что потребует больших вложений в логистику и маркетинг.