Страна 1000 бизнес-школ


Накормить бизнес кадрами

Страна с миллиардным населением и темпами экономического роста 6–7% в год испытывает жестокий голод в области управленческих кадров. С начала 1990-х, когда в Индии стали проводиться реформы по либерализации экономики, число бизнес-школ в этой стране стремительно растет. Сегодня свои услуги в сфере бизнес-образования, по данным правительства Индии, предлагают 1100 бизнес-школ, получивших лицензию в правительственной организации Indian Board of Аccreditation.

Для сравнения: в соседнем Китае, где население – в два раза больше, ВВП растет на 9–10% в год, а ежегодная потребность экономики в выпускниках с дипломами МВА, по данным Шанхайской государственной комиссии по образованию, составляет порядка 40 000, лицензию министерства образования Китая на преподавание по программам МВА имеет около 100 учебных заведений.

Днем рождения индийского образования в области менеджмента считается 25 апреля 1953 г., когда появилась первая индийская бизнес-школа India Institute of Social Welfare and Business Management при университете города Калькутты.

Одной из главных причин, стимулировавших бурный рост бизнес-школ в Индии, стали структурные изменения в ее среднем классе. “За последние пять-семь лет в нем сильно увеличилась доля так называемых “профессиональных специалистов”, и прежде всего программистов, специалистов в области высоких технологий, фармацевтов и других”, – рассказывает Татьяна Шаумян, директор Центра индийских исследований Института востоковедения РАН.

Конечно, далеко не в каждой из тысячи с лишним индийских бизнес-школ обучение ведется на высшем уровне. “Первые 10–15 школ соответствуют лучшим международным стандартам”, – считает Рави Бхатиа, эксперт по индийской экономике из Economist Intelligence Unit.

Лучшими бизнес-школами остаются школы Indian Institutes of Management, рассказывает Рина Рэй, заместитель директора департамента образования правительства Дели. IIM – сеть, в которую входят шесть бизнес-школ, созданных правительством Индии в разных городах. Сейчас они перешли в частные руки, но все равно частично финансируются государством. “Эти шесть – лучшие в стране, – говорит Рэй. – За ними идет новый проект в Хайдарабаде. Эта школа уже входит в число лучших”. Далее по уровню образования располагаются бизнес-школы, которые работают при государственных университетах. И наконец, частные бизнес-школы, из которых три-четыре дают образование на очень высоком уровне.

Однако в рэнкинге ведущих бизнес-школ мира FT индийских пока нет. “Индийское бизнес-образование находится на очень высоком уровне, но мы не можем включить в наш рейтинг ведущие бизнес-школы просто из-за несовпадения параметров”, – поясняет Делла Брэдшо, редактор отдела бизнес-образования Financial Times. Дело в том, что в Индии на программу МВА можно поступать сразу после окончания института, не имея опыта работы. “Таким образом, мы не можем оценить карьерный рост выпускника и тем более изменения в его зарплате”, говорит Брэдшо. По ее словам, в рэнкинг может попасть бизнес-школа IBS, но она еще слишком молода и пока не предоставляет свои данные в FT.

ISB – международный проект на $110 млн

Через полвека после открытия первой бизнес-школы в Индии появился новый масштабный проект в области предпринимательского образования. В 2001 г. в Хайдарабаде начала работать бизнес-школа Indian School of Business (ISB). На церемонии открытия выступал Атал Бихари Ваджпаи, бывший в то время премьер-министром Индии. “Вся история рождения ISB от создания концепции до завершения проекта сама по себе может служить кейсом, демонстрирующим уровень менеджерских возможностей нового поколения индийцев, благодаря которым этот проект был осуществлен”, – сказал тогда Ваджпаи.

Уникальность проекта состоит в том, что в его реализации участвовали три силы: бизнес, ведущие международные бизнес-школы и правительство Индии. Бизнес, индийский и международный, помог деньгами. В число спонсоров вошли крупнейшие корпорации Индии – Reliance Energy и Mittal Steel, международные British American Tobacco, Novartis International, Credit Suisse Group, Deutsche Bank и другие.

Предприниматели действовали в тесном сотрудничестве с ведущими зарубежными бизнес-школами – Kellogg School of Management и Wharton School, которые неизменно входят в десятку лидеров ежегодного рейтинга Financial Times MBA. Затем к ним присоединилась London Business School – еще одна школа из десятки лидеров рейтинга FT. “Вряд ли мы когда-нибудь еще окажемся свидетелями рождения бизнес-школы такого масштаба”, – сказал на открытии ISB бывший декан Kellogg Дональд Джакобс.

Школу не случайно было решено строить в Хайдарабаде – город, история которого насчитывает 400 лет, сегодня называют “индийской Кремниевой долиной”. Здесь расположены офисы многих транснациональных IT-корпораций, научно-исследовательские центры и правительственные учреждения. Кроме того, здесь открывают свои офисы международные компании – лидеры фармацевтического и страхового секторов, а такие компании, как Microsoft, Oracle и IBM, активно инвестируют в развитие научных объектов.

По словам председателя управляющего совета школы Раджата Гупты, строительство кампуса, отвечающего самым высоким мировым требованиям, было завершено в рекордно короткие сроки – всего через два года после закладки первого камня в декабре 1999 г.

Строительство инфраструктуры школы обошлось в 2,25 млрд рупий ($51 млн). Общий объем запланированных инвестиций в проект составляет от 4,5 млрд до 5 млрд рупий (от $102 млн до $113 млн).

Первый набор на программу Post Graduate in Management состоялся в 2001 г. Тогда на первый курс поступило 130 человек. В сентябре 2005 г. в школе обучалось 347 слушателей, а в нынешнем их станет еще больше – свыше 400. В ISB работают около 100 преподавателей, которые приехали сюда и из индийских университетов, и из международных школ бизнеса, таких как Wharton, Kellogg, London Business School, Stanford, Chicago, Duke и Texas. ISB входит в десятку сильнейших бизнес-школ Индии и получила аккредитацию AACSB International – самой крупной и влиятельной на сегодня в мире ассоциации школ бизнеса. В сентябре 2005 г. школа заключила договор о партнерстве с одной из ведущих китайских школ – Cheung Kong Graduate School of Business. А в перспективе, рассказывает декан школы Раммохан Рао, ISB планирует заключить договоры об обмене студентами с 25 ведущими мировыми школами.

Опыт ISB заинтересовал и российский бизнес. “ISB – это очень хороший пример успешности таких проектов. Это одна из школ, опыт которых используется нами при разработке проекта создания новой бизнес-школы в России, – рассказывает Рубен Варданян, председатель совета директоров группы компаний “Тройка Диалог”. – В ISB есть много удивительного, полезного и интересного. Вместе с тем в этом опыте есть и некоторые ошибки, которые, я надеюсь, мы не повторим в реализации своего проекта”. Российский проект создания бизнес-школы мирового уровня, одним из инициаторов которого и стал Варданян, уже попал в число президентских “приоритетных национальных проектов”. Варданян намерен мобилизовать около 20 российских и иностранных компаний, которые в общей сложности потратят на школу $125 млн. В 2007 г. школа должна принять первых слушателей. Похожий проект осуществляется в Петербурге на базе факультета менеджмента СПбГУ.

Мировое качество по доступной цене

Обучение в ISB в среднем обходится слушателю в 1,3 млн рупий ($29 458). В эту сумму входят все расходы, связанные с учебным процессом. Расходы на проживание в этой сумме не учтены – они могут быть разными. Одно из обязательных условий поступления – слушатели должны жить на кампусе. За апартаменты на двоих или четверых, включая труд уборщицы, придется заплатить еще по 115 000 рупий ($2600), а за студию – 175 000 рупий ($3965). Питание на кампусе обходится от 5000 до 8000 рупий ($113–181) в месяц.

При этом политика индийского правительства состоит в том, чтобы сделать бизнес-образование как можно доступнее, а для этого регулировать стоимость обучения. Каждая бизнес-школа частично спонсируется государством, которое в обмен на деньги выдвигает несколько требований. Во-первых, устанавливает основные требования к качеству образования, во-вторых, максимально допустимые размеры оплаты за обучение, а в-третьих, квоты на поступление в бизнес-школы представителей низших каст. В 1975 г. были приняты поправки к Конституции Индии, устанавливающие преимущественные права представителей низших каст при поступлении в государственные учебные заведения и на госслужбу. Однако после того, как одна из бизнес-школ решила выступить против правительственных ограничений, рассказывает Бхатья, и дело дошло до суда, Верховный суд постановил, что это же положение должно распространяться и на частные школы.

“Школы этим очень недовольны, – рассказывает эксперт. – Это создает для них дополнительные проблемы, и теперь они должны получать больше грантов от компаний”.

Впрочем, на данный момент частный бизнес заинтересован в развитии бизнес-образования, а доступность обучения порождает высокий спрос со стороны представителей среднего класса. Например, в IIM Ahmedabad, которая в последние годы остается бессменным лидером индийских рейтингов, в 2001 г. на 350 мест было подано 48 342 заявления. Число поступивших в эту школу составляет порядка 1% от количества соискателей. В 2005 г. количество желающих учиться в этой школе выросло до 133 000. В этом году школа планирует открыть свой кампус в Сингапуре.

Ричард Соренсен, председатель совета директоров AACSB International, считает, что сегодня индийские бизнес-школы пользуются высоким авторитетом в мире. “Создание такой бизнес-школы, как ISB, как раз и свидетельствует о высоком уровне бизнес-образования в Индии”, – говорит он. Об этом же свидетельствует и то, что декан IIMA Бакул Долакиа стал одним из 15 членов совета директоров нового Всемирного фонда обучения менеджменту (GFME), который был создан в апреле 2005 г. и станет единственной аккредитующей организацией на всемирном уровне.