ИНТЕРВЬЮ: Дмитрий Козловский, владелец “Инком-Авто”


Как скоро китайские автомобили завоюют российский рынок? Такой вопрос кажется странным, если учесть, что мало кто слышал даже названия китайских автомарок. Однако Дмитрий Козловский, владелец и президент компании “Инком-Авто”, которая уже 13 лет занимается торговлей недорогими автомобилями (до $15 000), считает, что китайцы покорят не только российский, но и мировой авторынок уже в ближайшие годы. В интервью “Ведомостям” Козловский рассказал, как с помощью продукции “АвтоВАЗа”, которую в “Инком-Авто” называют не иначе как “дефицитной”, и китайских авто он намерен утроить обороты своей компании до $1 млрд, чтобы в конечном итоге провести ее IPO.

– Говорят, вы только что вернулись из Китая. С какой целью вы туда ездили?

– Это была рабочая поездка. Мы налаживаем более тесные отношения с государственным автозаводом Chery, официальным дилером которого мы стали этой осенью.

– А другие заводы посещали? Планируете ли расширять сотрудничество с китайским автопромом?

– Конечно, в Китае есть и другие интересные заводы. Но нам нужно сначала наладить работу с одной маркой и потом уже думать о новых партнерах.

– У российских автоторговых компаний неоднозначное мнение о перспективах китайских машин. Сергей Петров, владелец “Рольфа”, недавно говорил “Ведомостям”, что качество этих автомобилей невысокое и что лишь с 2007 г., когда ожидается появление новых моделей, китайцы смогут стать заметным игроком. Какой смысл работать с ними уже сейчас?

– Чем славятся китайцы? Это очень трудолюбивая, очень упертая и дисциплинированная нация. Пока их машины – не шедевр автопрома. Но их качество прогрессирует очень быстро, из года в год, и через пять лет мы увидим совершенно другой китайский автомобиль. Ежегодно китайские заводы осваивают по 2–3 новые модели, и каждый раз новинки качественно отличаются от предыдущего поколения. Японская Toyota 60 лет назад была никому не известной маркой, а сейчас это автопроизводитель № 2 в мире. С китайцами получится так же, только гораздо быстрее. Они завоюют серьезные позиции на мировом автомобильном рынке уже в ближайшие годы.

Мы во время поездки “опробовали” следующее поколение автомобилей Chery. У них очень привлекательный с точки зрения европейца дизайн, технологичные материалы, хорошее качество. Chery построил новый моторный завод, который выпускает двигатели “Евро-4”. Если цена автомобилей к началу массового производства останется такой, какую они сейчас обещают, то китайцы перевернут российский рынок.

– Некоторые бизнесмены жалуются на китайскую бюрократию, медлительность в принятии решений. Вы с этим сталкивались?

– Честно говоря, нет.

– А какую цену сейчас обещают китайцы?

– У Chery есть несколько моделей в самом массовом секторе С по цене до $13 000, новый седан размером примерно с Volkswagen Passat за $15 000–16 000, шестиместный кроссовер за те же деньги. Продажи этих машин начнутся уже в 2006 г.

– Не ведете ли вы переговоры о получении прав эксклюзивного дистрибутора этих автомобилей в России?

– Сейчас это не обсуждается. Но если китайская сторона решит, что ей нужен эксклюзивный импортер, она выберет самого достойного из существующих дилеров.

– Вы продаете автомобили Chery с ноября 2005 г. Много удалось продать?

– За первые полтора месяца продали около 200 автомобилей, что полностью соответствует плану. Для новой марки это хороший результат.

– Будет ли Chery как-то рекламировать свои машины в России или эта задача возложена на дилеров?

– У китайского автопрома нет опыта выхода на внешние рынки с собственной брэндованной продукцией. В России они вместе с нами учатся проводить экспансию. Поэтому у них нет четкой стратегии работы на нашем рынке. Она определяется совместно с дилерами.

– И как же вы будете продвигать китайские автомобили?

– В наших автосалонах машины продают менеджеры, специализирующиеся именно на этой марке. Мы создали отдельный склад запчастей для Chery, чтобы оперативно обслуживать эти автомобили. Кроме того, мы выделили средства для рекламы Chery на ТВ, на биллбордах и в специализированной прессе. С января мы размещаем на телевидении ролики седана Amulet.

– А сколько вы потратите на эту рекламу?

– Мы тратим минимум того, что необходимо для вывода новой марки на рынок.

– Каких результатов продаж вы ждете от китайских машин?

– Через два года китайцы займут нишу спроса до $13 000 – между отечественными автомобилями и корейцами, а потом перекроют и часть корейской ниши. И станут лидерами по объемам продаж. Я ожидаю, что на китайские машины будет приходиться от 30% до 40% объемов продаж в нашей компании.

– Вы полагаете, что китайцы будут соперничать все-таки с иномарками, а не с отечественными автомобилями?

– Многое будет зависеть от условий вступления России в ВТО. Если пошлины на ввоз иномарок сохранятся на нынешнем уровне, китайские автомобили останутся достаточно дорогими. Цена также будет зависеть от того, наладят ли китайцы сборку в России. Если они это сделают, стоимость машин, естественно, уменьшится.

– А Chery рассматривает подобную возможность?

– Любой производитель, всерьез воспринимающий российский рынок, заинтересован в том, чтобы его автомобили собирали здесь.

– Но крупные автоконцерны, перед тем как строить завод, хотят достичь больших объемов продаж. Toyota, например, говорила о планке в 50 000 автомобилей. Китайцы тоже собираются ждать?

– Локализации производства можно добиваться двумя способами. Первый – инвестиции в строительство собственного предприятия. В этом случае бессмысленно строить завод мощностью менее 20 000 автомобилей в год – он будет выпускать слишком дорогие автомобили. Второй – использовать существующие в стране мощности по договоренности с их владельцами. В этом случае можно начинать производство и с более скромных объемов.

– А “Инком-Авто” хочет участвовать в таких производственных проектах?

– Это будет зависеть опять же от условий вступления в ВТО. Если пошлины на иномарки снизят, их будет выгоднее ввозить.

– А в чем все же преимущества китайских автомобилей? Пока, как вы сами признаете, их качество далеко от совершенства, цены довольно высокие.

– Во-первых, что бы ни говорили, а они симпатичные. Во-вторых, китайские машины сразу идут в очень хорошей комплектации. В-третьих, они достаточно надежны. Современные “китайцы” на 70% сделаны по лицензии крупных автоконцернов, прежде всего японских.

Кроме того, наши люди уже привыкли к тому, что крупные китайские заводы – и государственные, и частные – производят нормальную качественную продукцию – телевизоры, телефоны, одежду. Россиян уже не пугает брэнд “Сделано в Китае”. Ну и в подкорке у нас сидит, что раз китайское, значит, дешевле аналогов из других стран. И это верно. Произвести аналогичную по комплектации машину даже в Корее обойдется примерно на 15% дороже, чем в Китае.

– Китайские автомобили – главное стратегическое направление? Как вообще будет развиваться ваша компания в ближайшие пять лет?

– Мы будем строить крупные автоцентры, в том числе в регионах. Там сейчас очень востребовано качественное обслуживание.

– В каких городах появятся эти центры?

– Переговоры еще не завершены. Но только в Москве мы вложим в 2006 г. в строительство новых автоцентров около $35 млн.

– В феврале “Инком-Авто” собирается размещать облигации на 1,4 млрд руб. На что планируете потратить привлеченные средства?

– Это будут четырехлетние неконвертируемые облигации с правом досрочного выкупа через год. Ставка доходности определится в процессе размещения, но, полагаю, она составит около 11% годовых. Прежде всего средства будут направлены на реструктуризацию нашего кредитного портфеля, строительство новых техцентров и увеличение оборотного капитала.

– Два с половиной года назад “Инком-Лада” сменила название на “Инком-Авто” и стала увеличивать долю иномарок в объеме продаж, составлявшую тогда 10%. Какова эта доля сейчас?

– На автомобили ВАЗа и ГАЗа приходится около 50% наших продаж. При этом автомобилей “Лада” постоянно не хватает. Если бы их было больше, мы бы их продавали больше. Мы видим, что спрос на них стабильно высокий и, по прогнозам, сохранится еще долго-долго. Будущее “АвтоВАЗа” не вызывает у меня опасений при условии, что завод будет периодически обновлять модельный ряд и при этом цена его автомобилей не выйдет за пределы $10 000.

– А если выйдет?

– Не думаю, что “АвтоВАЗ” выйдет за эту границу. Сейчас цена на “Калину” в базовой комплектации составляет $7000. Чтобы сделать машину дороже $10 000, в ней надо все принципиально поменять. Вряд ли “АвтоВАЗ” будет этим заниматься, у него и так прекрасно обстоят дела в той ценовой нише, в которой он работает сейчас.

– Но ведь многие эксперты говорят о том, что “АвтоВАЗу” нужно делать принципиально новый автомобиль.

– Заводу нужно делать то, что он делает сейчас. На мой взгляд, основная задача новой команды, пришедшей на “АвтоВАЗ”, – улучшить показатели работы. На заводе есть проблема с качеством внешней комплектации. И новая команда должна на конкурсной основе выбрать лучших поставщиков.

– Вы говорите, что “Лад” не хватает. А какие отечественные модели автомобилей вы считаете дефицитными?

– Помимо бортовых “ГАЗелей” это практически весь модельный ряд ВАЗа – 2106, 2107, 2018, “десятое” семейство.

– С какими показателями закончила 2005 г. “Инком-Авто”?

– Наша выручка выросла на 40% до $375 млн. Мы реализовали 37 770 автомобилей.

– Рентабельность высокая?

– Рентабельность торговли автомобилями у всех приблизительно одинаковая – в пределах 35–40% годовых.

– Вы этим показателем удовлетворены? Как пытаетесь улучшить работу компании?

– Процесс улучшения у нас идет постоянно. Мы также пытаемся получить дилерство на новые автомобильные брэнды, налаживаем обратную связь с покупателями автомобилей. Полученные от клиентов сведения напрямую отражаются на зарплате сотрудников, которые работают с покупателями.

– Есть ли у вас другой бизнес, кроме “Инком-Авто”?

– Для меня лично и для “Инком-Авто” главным является автомобильный бизнес, и именно в него мы направляем все ресурсы. Мне очень важно подготовиться к новому этапу в развитии компании – выходу на IPO. Оно запланировано приблизительно на 2009 г., когда, думаю, наша компания получит оборот $1 млрд.

– Многие в России с опаской относятся к выходу на фондовый рынок. Зачем вам это нужно?

– IPO позволит нам привлечь недорогие средства с внешнего рынка для развития компании.

– Но при этом на вас будет оказываться дополнительное давление со стороны новых акционеров, придется отчитываться.

– Ну и что тут плохого? Замечательно, когда принимаются коллегиальные решения. Это минимизирует ошибки при принятии управленческих решений и повышает степень ответственности топ-менеджеров.

– Вы считаете, что фондовый рынок с интересом отнесется к ценным бумагам автомобильной компании?

– Автомобильный бизнес остается высокорентабельным и бурно развивающимся. Опыт размещения нами первого выпуска облигаций в начале 2005 г. на 700 млрд руб. показал, что эти бумаги хорошо продаются. В начале размещения процентная ставка у нас была 17% годовых, а в конце – 11%. Снижение ставки показывает, что спрос на эти облигации повышался. Пока нет причин для изменения этой тенденции.

– Как вы считаете, темпы развития автомобильного рынка в 2006 г. сильно замедлятся?

– Думаю, темпы роста продаж снизятся, но не намного. Спрос по-прежнему останется высоким.

– То ес ть сохранится так называемый рынок продавца?

– Я бы не сказал, что сейчас у нас рынок продавца. Потребитель выбирает, к кому пойдет за покупкой. И выбирает не столько компанию, в которой он будет покупать автомобиль, сколько компанию, в которой он будет его обслуживать. Поэтому сейчас задача любого дилера – улучшать обслуживание. Вскоре все будет решать именно качество обслуживания. Даже объем рекламы будет сокращаться, потому что она уже не будет играть такую роль, как сейчас. Задачей будет не столько привлечение новых клиентов, сколько удержание имеющихся. Качество обслуживания – это не только качество завертывания гаек, но и качество общения с клиентами, создание для них максимального комфорта.