Риск Армагеддона


Вчера рейтинговое агентство S&P распространило прогноз роста экономик европейских стран “Впереди подъем. Курс доллара – фактор риска”. “Ситуация на валютном рынке может стимулировать падение доллара, – говорит автор доклада аналитик S&P Жан-Мишель Сикс. – Мы полагаем, что во второй половине 2006 г. существует риск того, что курс доллара упадет сильнее, чем этого ожидает рынок. Если это произойдет, то доллар может упасть от 30% до 45% по отношению к евро”.

Главная угроза – рост платежного дефицита США, который в 2005 г., по оценке S&P, достиг $790 млрд, или 6,4% ВВП. “Дефицит финансируется за счет продажи американских активов – акций, облигаций и недвижимости, – пишут авторы. – И пока стоимость этих активов растет быстрее, чем дефицит, его можно поддерживать”. Двузначный рост стоимости активов продолжается слишком долго, а общий закон никто не отменял – в долгосрочной перспективе они не могут расти быстрее, чем экономика в целом, предупреждают авторы. А рост ВВП США давно не приближался к 10%. “Если игроки поймут, что система не может поддерживать дефицит в 6,5% ВВП, а это так и есть, возникает вопрос устойчивости курса доллара, – уверен Сикс. – В этой ситуации возможно, что начнут сбрасывать доллары, что и вызовет обвал курса”. А поскольку власти Китая и большинства азиатских стран почти полностью контролируют поведение своих валют, то в первую очередь по отношению к доллару усилится евро.

“Последние годы центробанки Китая и Японии активно скупали ценные бумаги Минфина США, поддерживая тем самым курс доллара. Если они перестанут покупать их, то для доллара это будет иметь самые серьезные последствия”, – соглашается экс-советник президента Рейгана по экономике Уильям Нисканен. “Падение курса доллара – как Армагеддон. Теоретически возможно, но в ближайшее время маловероятно, – уверен эксперт American Enterprise Institute Филипп Свейгл. – Доллар может упасть только после того, как иностранцы потеряют доверие к нашей экономике, но она сейчас находится в хорошем состоянии, и инвестиции текут рекой”.

По мнению главного экономиста “Тройки Диалог” Евгения Гавриленкова, резкое изменение курсов валют возможно только после кардинального изменения поведения Китая. “Пока Пекин устраивает сложившийся симбиоз, где Америка работает мировым печатным станком, а Китай – мировой фабрикой, мало что поменяется, – предполагает Гавриленков. – В Европе хватает проблем”. Но когда Китай откажется от закупок американских гособлигаций и начнет инвестировать в другие активы, взрыв на рынке неизбежен, уверен он.

Руководитель ФСФР Олег Вьюгин считает вероятность экстремального падения главной мировой валюты крайне низкой, но предупреждает, что, если это случится, “пытаться удержать падение доллара в России будет совершенно бесплодно”. По расчетам экономиста ИБ “Траст” Евгения Надоршина, при 40%-ном падении доллара к евро доллар будет стоить меньше 24 руб.

“Если евро начнет расти к рублю, то российский производитель только выиграет, ведь продукция его европейских конкурентов станет менее конкурентоспособной”, – говорит Александр Скачков, аналитик шинной компании Amtel Vredestein. Нефтяники не должны серьезно пострадать из-за очередного снижения курса доллара, надеется представитель “Лукойла” Геннадий Красовский: “Отрасль уже пережила почти 30%-ное снижение курса, компенсировав его повышением цены на нефть”.

Российские металлурги не так защищены от ослабления доллара, замечает сотрудник одной из крупных металлургических компаний. “Основные затраты у нас в рублях, а выручка – в долларах, – говорит он. – И хотя, к примеру, весь прошлый год цены на цветные металлы росли как раз из-за ослабления доллара, роста затрат это все равно не компенсировало”. “Любое резкое изменение соотношение стоимости основных мировых валют – допустим, на 30% – может привести к совершенно непредсказуемым последствиям, – опасается председатель совета директоров “Перекрестка” Лев Хасис. – Но плавное падение курса доллара на крупных ритейлорах скажется положительно, ведь заимствования у нас в долларах, а выручка – в рублях”.

“Для российской экономики резкое падение доллара окажется шоком, – предрекает директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. – Сейчас банки и население большую часть активов и сбережений держат в долларах, а не в евро – естественно, они много потеряют. Плохо это и для экспортеров, поскольку большая часть их сделок привязана к доллару”.