Розовый бизнес Богачева


Алексей Богачев стал акционером “Магнита” в конце 1998 г., выкупив около 25% сети у бывших партнеров Сергея Галицкого. “Никто не мог подумать, что спустя семь лет у магазинов будет оборот почти $2 млрд! Проект скорее считался венчурным”, – говорит предприниматель. В то время Богачев инвестировал в собственную сеть дискаунтеров “Нестеровский” в Московском регионе, но летом 2002 г. он продал 15 магазинов “Магниту”. В 2002 г. Богачев приобрел московский банк “Система” у акционеров банка “Авангард”. На 1 октября активы банка “Система”, по данным “Интерфакс-ЦЭА”, составляли 1,23 млрд руб. (452-е место), капитал – 527,1 млн руб. (268-е место).

В прошлом году у предпринимателя появился третий крупный проект. По словам Богачева, вместе с партнерами он основал компанию “Сельхозпроминвест”, которой сейчас принадлежит около 200 га земли в районе станицы Мостовская Краснодарского края. На участке в 4 га в 2005 г. были построены современные – по голландской технологии – розарии стоимостью около $15 млн. Уже в этом году Богачев намерен продать не менее 7 млн роз (проектная мощность – 8–9 млн), выручив за них около $6 млн. “Проект цветочного бизнеса к нам в банк [КБ “Система”] принесли два года назад, – рассказывает предприниматель. – Через 3–5 лет мы намерены полностью занять нишу производства срезанных цветов в южных регионах”. “Сельхозпроминвест” планирует пристраивать к розарию около 10 га ежегодно – общая площадь теплиц в итоге должна составить не менее 100–150 га, а инвестиции – приблизительно $350–370 млн.

Геннадий Ластовский, президент компании “Грин Лайн”, крупного цветочного импортера, знает о проекте Богачева. По его мнению, инвестиции в розарий могут окупиться в течение 2–3 лет. “Правильные действия в правильном месте, – комментирует совладелец ГК “Белая дача” Виктор Семенов. – Даже подмосковные розарии быстро окупаются, а на юге такие проекты гораздо рентабельнее”.

По данным “Сельхозпроминвеста”, на российском рынке в год продается цветов на сумму около $0,8–1,5 млрд. Примерно 70% приходится на срезанные цветы, в основном розы. Отечественные поставщики срезанных цветов ежегодно поставляют продукции не более чем на $20 млн. “Сейчас ниша отечественных цветов не превышает 15–20%, – отмечает Ластовский, – хотя о создании крупных цветочных хозяйств российскими предпринимателями слышно все чаще”. Например, компания “Розовый сад”, среди учредителей которой называют нефтяную Urals Energy, построила крупное предприятие по выращиванию роз в Калужской области. Среди прочих крупных производителей Мокшанский тепличный комбинат (Пензенская обл.), ООО “Галантус”, тепличный комбинат “Ульяновский” (Московская обл.), тепличный комбинат “Южный” (Карачаево-Черкесия). Эти предприятия имеют розарии по 2–3 га. Общая площадь всех предприятий не превышает 20 га. Для сравнения: в Голландии под розами – 850 га, отмечают в “Сельхозпроминвесте”.