Самодельный налог


На днях Минфин опубликовал приказ от 12 декабря 2005 г., который вводит для предприятий новые налоговые обязанности. Закон предписывает им платить налог только за то имущество, которое учитывается на балансе как “основное средство”, говорит руководитель юридической практики компании “Консультационные услуги” Александр Костин. А что относить к основным средствам, объясняют Правила бухгалтерского учета (ПБУ), которые утверждает Минфин.

Декабрьский приказ ведомства Алексея Кудрина приравнивает к основным средствам активы, предназначенные для сдачи в лизинг, например дорогостоящие самолеты. Финансовый директор “Ильюшин финанс Ко” Николай Дадонов утверждает, что нововведение будет иметь катастрофические последствия для компании. “Расходы по налогу на имущество вырастут на 15–20% от выручки”, – говорит Дадонов. Например, Ил-96 без учета НДС стоит $50 млн, и в первый год лизинга при ставке налога 2,2% за один самолет придется заплатить $1,1 млн, при этом срок лизинга составляет 15 лет, и налог будет начисляться каждый год, говорит финдиректор.

Директор налогового департамента компании “Правовые консультации” Дмитрий Костальгин признает, что, меняя правила бухучета, чиновники действовали в рамках своих полномочий. “Но получается, что существенный элемент налогообложения фактически установлен не законом, а ведомственным приказом”, – добавляет эксперт. Между тем Конституция требует устанавливать налоги только законом, объясняет Костальгин. Благодаря этому налогоплательщик гарантированно защищен от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти.

Но чиновники Минфина утверждают, что новым приказом “закрыли дыру в законодательстве”. По закону налог на имущество платит его собственник и на этом строятся схемы по уходу от налогов, объясняет сотрудник финансового ведомства. Например, если российская компания отдает имущество в лизинг иностранной, то лизингодатель ничего не должен бюджету.

Депутаты обсуждали эту проблему, когда принимали новую главу НК о налоге на имущество, рассказывает руководитель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. Но придумать удачное решение народным избранникам не удалось, поэтому Минфину и пришлось менять правила бухгалтерского учета, объясняет депутат. “Было бы корректнее внести поправки в Налоговый кодекс”, – признает Бурыкина.