“Транснефть” хорошо заработала


“Транснефть” ежегодно наращивает прибыль, и прошлый год не стал исключением. По предварительным данным, выручка компании по МСФО в 2005 г. увеличилась на 34% до 191,3 млрд руб., чистая прибыль – на 27% (55,7 млрд руб.), рассказал вице-президент монополии Сергей Григорьев. По его словам, в прошлом году “Транснефть” увеличила объемы прокачки нефти, в том числе на экспорт. А произошло это во многом из-за расширения Балтийской трубопроводной системы. Выручка компании растет и за счет повышения тарифов, говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. В январе прошлого года тарифы монополии в среднем выросли на 11,2%, в июне – на 8,3%, напоминает эксперт.

Но прибыль “Транснефти” по РСБУ, по словам Григорьева, в 2005 г. останется на уровне 2004 г. – около 5 млрд руб. Аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов напоминает, что дивиденды “Транснефти” рассчитываются как раз из этой прибыли, размер которой компания может контролировать, делая центрами прибыли свои дочерние структуры. В итоге, считают в “Атоне”, акционеры не смогут воспользоваться выгодами от того, что бизнес “Транснефти” набирает обороты.

По уставу монополия должна направлять на выплату дивидендов по привилегированным акциям не меньше 10% чистой прибыли по РСБУ. Росимущество в этом году требует от компаний с госучастием выплатить акционерам не меньше 20% от чистой прибыли. Значит, “Транснефть” должна будет заплатить акционерам не меньше 1 млрд руб.

Впрочем, еще год назад президент “Транснефти” Семен Вайншток предупредил инвесторов, что в ближайшее время им не стоит ждать больших дивидендов от компании. Слово свое он сдержал. Если по итогам 2003 г. компания выплатила акционерам 3,96 млрд руб., из них 1,58 млрд руб. – держателям привилегированных акций, то по итогам 2004 г. дивиденды составили уже 750 млн руб., из них 500 млн руб. получили владельцы “префов”.

Эксперты не осуждают “Транснефть” за скупость. Компания не нарушает никаких законов и предписаний, говорит Дмитрий Лукашов. “Транснефть” вправе оставлять прибыль на “дочках” для реализации проектов, соглашается Валерий Нестеров. Он считает, что акции “Транснефти” сейчас недооценены. По его мнению, они должны стоить $3000 за штуку. “Компания показывает сильные фундаментальные операционные показатели, стабильные доходы, не зависит от цен на нефть и защищена от инфляции госрегулированием”, – поясняет эксперт.

А по мнению “Атона”, новость о том, что головная компания не нарастила чистую прибыль, разочарует инвесторов, которые скупали акции “Транснефти” в расчете на рост дивидендов. Поэтому “Атон” вчера подтвердил рекомендацию “продавать” акции госмонополии. Вчера по итогам торгов в РТС акции “Транснефти” упали в цене на 5,4% до $2551 за штуку, а на ММВБ они подешевели на 8% до 69 999 руб.