ЗАРПЛАТА: Как платить бюджетникам


Судьба реформы бюджетной сферы во многом связана с выбором системы оплаты труда учителей, врачей, работников культуры. Как известно, с 1992 г. действовала обязательная единая тарифная сетка (ЕТС). Она состоит из 18 разрядов, 1-й из которых должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, а наивысший – 18-й – в 4,5 раза выше первого. На самом деле эта вроде бы примитивная по своей упрощенности система дополнена многочисленными надбавками – за стаж работы, квалификацию, а также региональными надбавками, устанавливаемыми местными властями в зависимости от политической конъюнктуры и финансовых возможностей.

Тем не менее заработная плата бюджетников крайне низка. В октябре 2005 г. в образовании она составила 5756 руб., в здравоохранении – 6117 руб. и в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – 6489 руб. Это примерно 2/3 от средней оплаты труда по стране, и это соотношение достаточно стабильное вот уже несколько лет.

Под одну гребенку

Главным недостатком ЕТС является стрижка всех бюджетников под одну гребенку: на 18 разрядах помещаются все, начиная от санитарок и до главных врачей больниц, директоров школ. Тем самым теряется отраслевая специфика труда и – самое важное – невозможно гибко менять размер оплаты труда отдельным категориям работников: повышение ставки 1-го разряда автоматически приводит к повышению окладов по всей ЕТС в соответствии с законодательно установленными межразрядными соотношениями. Поэтому любое повышение окладов касается всех, размазывая и без того небольшие деньги по всем бюджетникам.

ЕТС абсолютно не годится и в случае отказа от сметного принципа финансирования бюджетных организаций, при введении подушевого финансирования (деньги следуют за потребителем услуг) и тем более при придании организациям статуса автономных учреждений. В этом случае при наличии одинаковых внешних атрибутов (например, должность, стаж работы, ученое звание и т. п.) оплата труда в организациях разного статуса может серьезно (даже в разы) отличаться.

С 1 января 2005 г. обязательность использования ЕТС в отношении региональных и муниципальных бюджетников отменена в рамках знаменитого 122-го закона. Однако федеральные власти так и не озаботились предложить новые подходы, и использование ЕТС продолжается по факту практически повсеместно. Единственная новация, о которой начали говорить в последнее время, – это переход на так называемые отраслевые системы оплаты труда.

Имеется в виду замена ЕТС совокупностью сеток, адаптированных к каждой отрасли. Теперь на одном разряде не будут сидеть и врач, и учитель. Каждый из них найдет свое место в собственной системе. Конечно, это предложение является определенным шагом вперед: при формировании оплаты труда можно будет более точно учесть отраслевые особенности, специфику работы в том или ином типе учреждений (например, в областной или участковой больнице), привести в порядок систему надбавок и поощрений. Однако ни к подушевому финансированию, ни тем более к повышению хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений это предложение не имеет никакого отношения – более того, препятствует внедрению этих новаций. Но даже и этот паллиатив ЕТС неспешно оформляется в виде некой концепции в недрах Минздравсоцразвития.

Настоящая реформа

Если все же говорить о реальной реформе оплаты труда бюджетников, то можно говорить о двух ее вариантах. Первый можно было бы рекомендовать для бюджетных учреждений, которые останутся в нынешней организационно-правовой форме – под прямым управлением государства (муниципалитета). Это, как ни парадоксально звучит, возвращение к советской системе квалификационно-тарифных справочников. В них были подробно расписаны должностные обязанности и трудозатраты по каждому рабочему месту. Остается только оценить в рублях каждое действие бюджетника – и вот вам зарплата, построенная на объективных критериях. На современном языке это называется “регламенты”, о необходимости разработки и использования которых уже несколько лет говорят в Минэкономразвития. Но и в этом случае процесс еле-еле ползет. В этом году вроде бы в некоторых регионах и в отдельных отраслях начнутся эксперименты.

Второй вариант предполагает прежде всего переход на контрактные отношения между работником и работодателем. Вместо нынешней уравниловки вступают в действие настоящие рыночные механизмы. Допустим, в школе не хватает учителя иностранного языка. Вакансия с первоначальным предложением по зарплате выставляется, например, в Интернете. Если желающих нет, то школе придется повышать предложение до тех пор, пока не появится кандидат, с которым можно подписывать контракт. При этом может получиться, что данному учителю будут платить существенно больше, чем, допустим, математику. Но в противном случае дети будут получать аттестат зрелости с прочерком в графе “иностранный язык”. Вот такая альтернатива. При этом тот же математик может поставить вопрос о повышении своей зарплаты, если его ученики удачно выступили на региональной олимпиаде или без помощи репетитора успешно сдают вступительные экзамены в вузы.

Но, конечно, переход на контрактную систему может произойти только при выполнении нескольких обязательных условий. Прежде всего школа должна получить статус автономного учреждения, учредитель которого – муниципалитет – переводит на ее счет средства, исходя из определенных нормативов и пропорционально числу учащихся. К этой сумме прибавляются доходы от сдачи школьных помещений (естественно, в неурочное время) для работы разнообразных кружков, секций, клубов по интересам местных жителей, а также спонсорские взносы. Распоряжается всеми этими деньгами управляющий совет, в который входят родители, выпускники, предприниматели, кто-то из муниципалитета, возможно, даже представители учеников. Именно этот совет, от имени учредителя, и нанимает всех – от директора до технички, подписывая с ними индивидуальные контракты, решает вопросы покупки оборудования, ремонта и т. п. Подобные изменения должны произойти и в здравоохранении, и в культуре.

Препятствия

Не сомневаюсь, что возражать будет значительная часть нынешних бюджетников – в первую очередь предпенсионного и пенсионного возраста. Для них важнее получать небольшую, но зато такую же, как у коллег, зарплату, чем предъявить работодателю свою реальную квалификацию и получить в обмен адекватную оплату. В этих условиях крайне важно опираться на молодых специалистов, ограничив сферу обязательного рыночного контракта ими. Остальные работники могут быть переведены на контракты во многом формально – с автоматическим сохранением того, что люди получали по ЕТС. Очевидно, что через несколько лет переходного периода подавляющее большинство бюджетников будет реально работать в новых условиях.

Причина инертности федеральных властей, видимо, в боязни взять на себя ответственность, которая – при непрофессиональной работе – может обернуться потерей высокой должности. Куда проще затягивать процесс, прикрываясь не имеющими никакого отношения к давно назревшей реформе точечными повышениями зарплаты в рамках национальных проектов по здоровью и образованию.