Бизнес бежит из Ирана


В минувший понедельник в Лондоне министры иностранных дел России, Китая, США, Великобритании, Франции и Германии пришли к единому мнению: МАГАТЭ пора передать иранское досье в Совет Безопасности ООН. Однако по условиям достигнутой договоренности СБ не должен предпринимать никаких шагов до тех пор, пока в марте не будет официально опубликован доклад инспекторов МАГАТЭ. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани уже заявил, что передача иранского ядерного досье “неконструктивна и означает конец дипломатии”.

Аналитики надеются, что до санкций дело не дойдет – слишком серьезными могут оказаться последствия для мировой экономики. “Иран получает дополнительное время, чтобы подкорректировать свою позицию, – уточняет Сергей Демиденко, эксперт Института стратегических оценок и анализа. – Но, если досье все же передается в ООН, автоматически заходит речь о санкциях”. Аксель Буш, руководитель службы мониторинга цен компании Energy Intelligence, считает, что, даже если иранское ядерное досье будет передано в СБ ООН, Запад не рискнет ввести против этой страны реальные санкции. “Чтобы санкции были эффективными, они должны включать в себя ограничения на экспорт нефти, но тогда цены взлетят до небес, а это никому не выгодно”, – уверен Буш. Старший экономист УК “Альянс-Росно” Алексей Казаков напоминает, что Иран добывает по 3 млн баррелей нефти в сутки – более 4% мирового потребления. Компенсировать это будет очень сложно, так как мощности ОПЕК уже задействованы до предела, говорит Казаков, и организация ожидает рост спроса на 1,5 млн баррелей в сутки в течение года.

Д-р Мехди Санаи, директор иранского Центра по изучению России, Центральной Азии и Кавказа, тоже надеется, что до санкций дело не дойдет. “Мы рассчитываем на поддержку России и Китая, – говорит он. – Впрочем, Иран – богатая страна”. Но мировой экономике не поздоровится. “Если Иран прекратит поставки нефти за рубеж, нефтяные цены могут достичь $100”, – предупреждает нефтяной аналитик Morgan Stanley Дик Бернер. “Когда цена достигла $70, это уже оказалось тяжело для многих стран-импортеров, среди которых Индия, Бразилия и Индонезия, определяющие мировую экономическую динамику”, – напоминает Казаков.

Между тем из Ирана уже уходят крупные иностранные компании. По информации Wall Street Journal, свою деятельность в стране уже приостановили инвестиционные банки UBS и ABN Amro. Уйти из Исламской Республики собираются Credit Suisse Group, Baker Hughes, ConocoPhillips, BP и General Electric. Источник в Credit Suisse, попросивший не называть его имени, сказал “Ведомостям”, что компания опасается возможного вреда для своей репутации от сотрудничества с Ираном.