“Роснефть” зовет индийцев

Министр нефти Индии Мани Шанкар-Айяр давно интересуется российской нефтью/ Е.Стецко

В прошлом году чиновники задумали разместить пакет акций “Роснефти” на Лондонской фондовой бирже (LSE) и на российском рынке, чтобы владелец компании – “Роснефтегаз” смог погасить кредиты на $7,5 млрд, а “Роснефть” – часть своих долгов. Сама “Роснефть” указывала в презентации, что может быть размещено до 30% акций, а доход от размещения оценивался в $20 млрд.

Новая схема продажи выгодна “Роснефти”, но невыгодна стратегическому покупателю, отмечает Нестеров. Поэтому индийская компания и просит взамен доли в активах “Роснефти”, полагает он. По его мнению, ONGC может согласиться купить 8–10%, чтобы участвовать в управлении “Роснефтью” и получить активы в России. Индийцы не скрывают интереса к российской нефтянке. ONGC собиралась участвовать в аукционе по продаже “Юганскнефтегаза”, но российские чиновники ее отговорили. Год назад министр нефти и газа Индии написал премьер-министру России Михаилу Фрадкову о готовности Индии инвестировать в Россию $25 млрд. ONGC интересовалась и активами “Роснефти”, в частности Ванкорским месторождением и “Северной нефтью”. Впрочем, пока ONGC так и не удалось ничего заполучить. “ONGC нужен входной билет на российский рынок, и она готова переплачивать”, – говорит аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. По его мнению, конкуренцию индийцам могут составить китайские госкомпании, которые также давно прицениваются к российским нефтегазовым активам. Связаться с представителями китайской CNPC вчера не удалось. Представители Total, BP и Shell отказались комментировать возможность покупки миноритарного пакета “Роснефти”.

Параметры размещения еще обсуждаются, но “Роснефть” уже подыскивает себе инвесторов. Она предложила ONGC гарантировать выкуп части акций в ходе предстоящего IPО, пишет со ссылкой на источник в ONGC индийская газета The Financial Express. В ответ индийская компания, по словам собеседника газеты, “попросила “Роснефть” продать ей эквивалентную по стоимости долю в своих нефтегазовых активах в России”. Кроме того, ONGC готова предложить “Роснефти” доли в своих проектах по нефтепереработке и газовом секторе в Индии, пишет индийская газета, подчеркивая, что все эти проекты пока только обсуждаются.

В “Роснефти” и ONGC отказались от комментариев. Но источник, близкий к организаторам IPO “Роснефти”, слышал о переговорах компании с ONGC и другими стратегическими инвесторами. Инвестбанкиры предлагают “Роснефти” одновременно с размещением на биржах продать часть акций стратегическому инвестору, говорит он. Такую комбинацию он объясняет тем, что в один заход собрать на рынке $20 млрд непросто даже “Роснефти”. Возможную продажу части акций “Роснефти” стратегическому инвестору еще в прошлом году обсуждало Минэкономразвития, просто теперь сделать это предлагается во время IPO, продолжает собеседник “Ведомостей”. Инвестор обязуется выкупить пакет по цене размещения – так можно получить больше денег, отмечает он. Раньше о такой идее “Ведомостям” рассказывал и чиновник, близкий к совету директоров госкомпании, а сотрудник профильного министерства назвал схему с ONGC “очень вероятной”.

IPO “Роснефти” – очень сложная сделка и банкиры с чиновниками обсудят еще немало вариантов его структуры, рассуждает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. На прошлой неделе несколько чиновников рассказывали “Ведомостям” о возможности провести размещение в два этапа.