ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО КИНОПРОКАТА: Бал вампиров продолжается


В ближайшие две недели московский кинопрокат пополнится еще двумя вампирическими опусами, скандальным фильмом Терри Гиллиама, комплектом разносортных комедий и серьезными политическими заявлениями.

“Страна приливов” (Великобритания, Канада, Tideland, режиссер Терри Гиллиам, в ролях: Джефф Бриджес, Джанет Мактир, Дженнифер Тилли, Брендан Флетчер) – очень спорное и решительно антигуманное кино одного из лучших западных режиссеров рассказывает о девятилетней девочке, дочке двух конченых наркоманов (Бриджес и Тилли). Родители один за другим умирают. Девочка придумывает себе странный и жутковатый сюрреалистический мир, в котором ее главные товарищи – головы кукол. А затем отправляется скитаться и встречает пару безумцев – одноглазую женщину и ее слабоумного брата. Гиллиам снимал “Страну приливов” во время простоя в работе над “Братьями Гримм”. “Братьев” критика встретила холодно как фильм слишком коммерческий. “Страну приливов” – отчаянно бранят. Ее освистали на нескольких фестивалях и настойчиво ругают в рецензиях за цинизм, желчность, депрессивность, разнузданность авторской фантазии (типичная первая реакция чуть ли не на все лучшие фильмы Гиллиама). К тому же возмущенная публика покидает залы во время просмотра чуть ли не строем. Более чем интригующая рекомендация.

“Дом большой мамочки – 2” (США, Big Momma’s House 2, режиссер Джон Уайтселл, звезды – Мартин Лоуренс) – вторая часть бенефиса комика Мартина Лоуренса в роли толстой негритянки настигла публику через шесть лет после первой. По сюжету агент ФБР Тернер снова должен нацепить огромный накладной бюст, соорудить себе большой зад, нарядиться в ситцевое платье, чтобы изображать няню, которая устраивается на работу в дом к подозреваемой в убийстве. Фильм только что вышел в американский прокат и сразу занял первое место в кассовом рейтинге. При том что отзывы о нем публикуются в основном очень кислые, тем не менее сиквел собирает деньги даже веселее, чем первая “Большая мамочка”. Это, впрочем, не означает, что шутки Лоуренса стали остроумнее, а комическое дарование ярче.

“Другой мир – 2: Эволюция” (США, Underworld: Evolution, режиссер Лин Уайзмэн, звезды – Кейт Бекинсэйл, Скотт Спидман, Мартин Шин) – продолжение вампирического фантастического боевика. Первая часть в Америке имела довольно большой успех, так что там новый фильм считался ожидаемым событием и сразу же оказался на вершине кассового рейтинга. Но всего на неделю. У нас большого ажиотажа по поводу первой серии не было и вряд ли будет по поводу второй. Тем не менее это, пожалуй, главная премьера недели. На этот раз режиссер Лин Уайзмэн пытается рассказать, с чего начался культивируемый им конфликт кланов вампиров и оборотней. Впрочем, сюжет у фильма небогатый. Уайзмэн, начинавший карьеру как мастер спецэффектов, в сущности таковым и остался. “Другой мир” – это бесконечный цифровой узор, местами даже красивый, в который вплетены превращения людей в жутких волков, мощный летающий упырь, Бекинсэйл (на которой Уайзмэн женился после первой серии) в облегающем кожаном комбинезоне, слишком эффектные поединки и погони по ночной Трансильвании. Здесь трюк ценнее эпизода, а эпизод дороже фильма. Поскольку бюджет по сравнению с первой частью вырос примерно в 2,5 раза, то и размах получился побольше.

“Заяц над бездной” (Россия, режиссер Тигран Кеосаян, звезды – Богдан Ступка, Владимир Ильин, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Елена Сафонова) – неожиданный анекдот про Леонида Ильича Брежнева. Брежнев приезжает в Молдавию и попадает в цыганскую сказку с женихом и невестой, сватовством, хитрым бароном, английской королевой, любовью до гроба, похищениями, танцами, песнями и всяческой романтикой. Еще неожиданнее, что режиссер Кеосаян сделал из этого капустника не просто глумливый фарс. И величественный Богдан Ступка изображает не карикатурного генсека, а всерьез играет несчастного человека, мечтающего о свободе. Выглядит все это несуразно. Однако в фильме впечатляющий актерский состав, да и нахальство сюжета сбивает с толку так, что волей-неволей досмотришь до конца.

“Быть Стэнли Кубриком” (Великобритания, Франция, Colour Me Kubrick, режиссер Брайан Кук, звезды – Джон Малкович) – эта абсурдистская комедия скорее подарок киноману, нежели среднестатистической публике, поскольку без элементарного знания контекста история покажется малопонятной и какой-то вымороченной. Потому и прокат у фильма ограниченный. В конце 90-х в лондонских клубах стал появляться чудаковатый господин по имени Алан Конвей. Он представлялся Стэнли Кубриком, о котором при этом знал довольно мало. Внешне Конвей совершенно не был похож на режиссера. Однако чуть ли не все, с кем он встречался, поддавались его обаянию и верили, что перед ними настоящий Кубрик. Стоит помнить, что режиссер в этот момент занимался съемками своего самого секретного проекта “С широко закрытыми глазами”, который окружали невероятные слухи и домыслы. Первая ценность фильма в том, что играет Конвея-Кубрика Джон Малкович, который после “Быть Джоном Малковичем” захотел побыть кем-нибудь другим. Вторая – то, что сделана картина людьми, хорошо знавшими великого кинематографиста, много с ним работавшими, в том числе и над его последним фильмом. Режиссер Брайан Кук был первым ассистентом режиссера в трех фильмах, а сценарист Энтони Фрюин – личным помощником Кубрика в пяти. Так что они знакомы с контекстом очень хорошо.

Фильмы в прокате с 9 февраля

“Преданный садовник” (США, Великобритания, The Constant Gardener, режиссер Фернандо Мейрелес, звезды – Райф Файнс, Рэйчел Уэйз) – серьезный политический триллер, поставленный по роману-бестселлеру Джона Ле Карре, с разоблачением махинаций транснациональных фармацевтических корпораций. Тихий британский дипломат (Файнс) пытается найти убийц жены и постепенно выходит на глобальный заговор. Фильм снят бразильским режиссером Мейрелесом, прославившимся после “Города Бога”, в псевдодокументальном или, если угодно, репортажном стиле – с ручной камерой, искаженными цветами, неустойчивой картинкой, сбивчивым монтажом и т. д. Все это потребовалось для пущей убедительности сенсационного расследования. Американцы за последний год увлеклись разоблачениями пороков мировой политической и экономической системы вообще и своей в частности.

“Мюнхен: Возмездие” (США, Munich, режиссер Стивен Спилберг, в ролях – Эрик Бана, Дэниэл Крэйг, Джеффри Раш, Иван Атталь, Матье Кассовиц, Хиам Аббасс) – еще одно очень серьезное политическое кино. Стивен Спилберг рассказывает историю захвата палестинскими террористами спортсменов израильской сборной в 1972 г. в Мюнхене, а также показывает, какое их ждало возмездие, организованное агентами “Моссада”. “Мюнхен” – один из пяти претендентов на “Оскар” за лучший фильм года.

“Бладрейн” (США, Bloodrayne, режиссер Уве Болл, звезды – Кристанна Локен, Бен Кингсли, Джеральдин Чаплин, Майкл Парэ, Удо Кир, Мишель Родригес) – фильм по мотивам одноименной компьютерной игры. Место и время – Румыния, XVIII в. Барышня, гибрид человека и вампира, ищет отца, чтобы его убить и покончить с кровососущим родом. Привлекательные моменты такие: в главной роли Кристанна Локен (женщина-терминатор из третьей части легендарной трилогии), а остальной актерский состав набран из престарелых звезд, которых в последнее время редко где увидишь. Судя по рекламным роликам, фильм честно сделан в рамках категории Б. Режиссер Уве Болл знаменит тем, что проваливает все проекты, за которые берется. У любителей мусорного кино намечается большой праздник.

“Большая белая обуза” (США, Канада, Новая Зеландия, Big White, режиссер Марк Майлод, звезды – Робин Уильямс, Холи Хантер, Джованни Рибизи, Вуди Харрельсон) – комедия про маленького человека, которому хочется вылечить жену и уехать с опостылевшей Аляски, а для этого надо всего лишь грамотно распорядиться случайно подвернувшимся трупом. По настроению да и развитию сюжета немного напоминает “Фарго” братьев Коэн. В фильме собраны хорошие актеры, и уже этого, в принципе, достаточно. Претензий ни к кому нет. Безумный Харрельсон просто очень хорош. Даже немного надоевший Уильямс, которому в последние годы доставались в основном приторные роли, не раздражает. Впрочем, и сюжет раскручен очень грамотно, хоть и без коэновской ловкости.

“Седьмой день” (Россия, Грузия, режиссер Каха Кикабидзе, звезды – Анатолий Белый, Владимир Вдовиченков) – боевик про 30-летнего оболтуса, профукавшего свою жизнь. Целевая аудитория – дети богатых родителей, промотавшие нажитое семьей (уже много таких?). В один прекрасный день главного героя прижимают к стенке бандиты, которым он изрядно задолжал. Вся надежда на дедушку, который оставил большое наследство. Объявить, где оно спрятано, должен на седьмой день после смерти деда некий монах в исполнении Вдовиченкова. Это уже второй за месяц (после дьякона из фильма “С Дона выдачи нет”) представитель духовного сословия, ввязавшийся в разборки с бандитами. Тенденция, однако.

Фильмы в прокате с 16 февраля