Манящие $3 млрд


В прошлую пятницу антимонопольное подразделение минюста США подало заявку на получение от платежных систем $100 млн. Государство, таким образом, присоединилось к розничным компаниям, которые должны получить по суду $3 млрд от Visa USA и MasterCard, навязывавшим им свои дебетовые карты (их обслуживание обходится дороже, чем обслуживание карт региональных платежных систем). Ничего странного в этом нет: ежегодно покупатели несколько миллионов раз расплачиваются с госструктурами дебетовыми картами за самые разные товары – от марок до сувениров в музеях и сигарет на военных базах. Сумма, которую рассчитывает получить государство, превосходит $80 млн, затребованные ведущим истцом – сетью Wal-Mart. Поданную заявку минюст комментировать отказывается.

Иск против Visa USA и MasterCard ритейлоры подали в 1996 г. В 2003 г. буквально накануне начала судебного процесса платежные системы пошли на мировое соглашение: MasterCard согласилась заплатить $1 млрд, Visa USA – $2 млрд. Но ритейлоры могут претендовать только на $2,5 млрд: $225 млн получат юристы, занимающиеся этим делом, остальное съедят административные расходы и комиссионные разного рода.

Последние 10 лет в США оплата покупок и услуг дебетовыми картами стремительно растет. На такие карты приходится более 60% покупок, платежи за которые проходят через Visa USA. Из-за этого платежные системы повышают комиссию. Прибыль ритейлоров от приема таких карт к оплате увеличивается, обосновывают они свои действия. Но и самим платежным системам комиссионные ежегодно приносят $25 млрд. Чтобы заставить ритейлоров принимать их дебетовые карты, Visa и MasterCard угрожали прекратить сотрудничество с магазинами по обслуживанию своих кредитных карт.

Ритейлоры в ответ говорят, что комиссия съедает их прибыль и в конечном итоге расходы приходится перекладывать на покупателей. В 2003 г., когда было заключено мировое соглашение, обслуживание дебетовых карт в режиме он-лайн с введением PIN-кода и мгновенным списанием денег со счета обходилось ритейлорам в $0,09 при покупке в $100 – так расплачиваются держатели карт региональных платежных систем. Обслуживание карт в режиме оф-лайн с подписыванием чека обходилось в $1,64; этот способ платежа продвигали Visa и MasterCard. Правда, за два с половиной года ритейлорам удалось добиться небольшого снижения комиссии – теперь она составляет $1,45 за одну покупку.

Пока платежные системы полностью с розничными компаниями не рассчитались. На сегодняшний день подано 714 000 заявок с требованиями компенсации за покупки, совершенные в 1992–2003 гг. с использованием дебетовых карт. Без трудностей не обходится: некоторым крупным ритейлорам пришлось подавать тысячи заявок за каждый из своих магазинов, также возникают споры о том, кому положены компенсации в случае продажи магазина или подразделения. Компенсация зависит от размера розничной компании и количества сделок с дебетовыми картами. Сеть Kroger, в которую входят 2500 супермаркетов и магазины при бензозаправках, надеется получить $12,9 млн. Небольшие семейные магазинчики могут рассчитывать буквально на несколько долларов.

Размер выплат устанавливают юристы, ведущие это дело; им также помогают специально нанятые компании, которые проводят экономический анализ. Неразрешимых проблем, касающихся размера компенсаций, пока не возникало. “Все в порядке, все идет хорошо, большинство споров решается полюбовно”, – говорит юрист Ллойд Константин, представляющий интересы ритейлоров. Но заявка минюста, похоже, может обернуться именно такой проблемой. Когда стало известно о претензиях государства, Константин обратился с письмом к судье Восточного округа Нью-Йорка Джону Глисону, предупредив его, что возможность участия государства в этом классовом иске представляет “серьезный вопрос”. Он также потребовал, чтобы решение по нему было принято в ходе судебных слушаний. (WSJ, 2.02.2006, Татьяна Бочкарева)