Загадочный рост расходов


В качестве последней версии представитель пресс-службы “Связьинвеста” сказал, что рост расходов “Ростелекома” связан с изменением схемы взаиморасчетов с операторами местной и зоновой связи. Раньше региональные “дочки” “Связьинвеста” собирали плату за услуги междугородной и международной связи самостоятельно, впоследствии делясь частью выручки с “Ростелекомом”. По новым договорам МРК будут выступать агентами “Ростелекома” по оказанию услуг дальней связи и получать часть суммы за пропуск и приземление трафика. Однако с этим не согласны ни аналитики, ни сам “Ростелеком”. “Наши расходы в 2006 г. из-за новой системы взаиморасчетов, конечно, возрастут, но при работе по новой схеме компания столкнется как с увеличением расходов, так и с увеличением доходов”, – отмечает пресс-служба “Ростелекома”. А глава аналитического отдела Альфа-банка Андрей Богданов напоминает, что ранее и “Связьинвест”, и Мининформсвязи уверяли, что изменение системы взаиморасчетов повлияет на изменение доходов пропорционально с расходами и не скажется на конечном результате. Поэтому расходы “Ростелекома”, по оценке Богданова, в этом году увеличатся только на 1%. “Все приводимые “Связьинвестом” объяснения увеличения расходов не могут вызвать падение чистой прибыли на 34%”, – резюмирует Богданов.

“Компания показала хорошие результаты, а по ряду позиций – прибыль от продаж, чистая прибыль – план даже перевыполнен”, – передает агентство “Прайм-ТАСС” слова гендиректора “Связьинвеста” Валерия Яшина. Однако прогнозы на 2006 г. на этом фоне выглядят неутешительно. По словам Яшина, в 2006 г. выручка холдинга должна вырасти всего на 3% – до 216,4 млрд руб. При этом прибыль от продаж уменьшится на 16% и составит 43,7 млрд руб., а чистая прибыль упадет на целых 34% – до 14,2 млрд руб. В пресс-службе холдинга объясняют падение прибыли тем, что расходы холдинга вырастут на 9% – со 158 млрд до 173 млрд руб.

В “Связьинвесте” подчеркивают, что это консервативный прогноз, однако аналитиков такое падение прибыли все равно крайне удивило. “Это не пессимистический, а какой-то апокалиптический прогноз”, – говорит аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной.

В “Связьинвесте” в течение дня предложили несколько различных объяснений росту издержек, ни одно из которых не устроило аналитиков. Вначале представитель пресс-службы холдинга отметил, что падение финансовых результатов во многом связано с демонополизацией рынка дальней связи, начавшейся в этом году. Из-за появления конкурентов у “Ростелекома”, входящего в “Связьинвест”, снизятся тарифы и объем трафика, а значит, упадут доходы. Аналитики с этим не согласны. “Реальная конкуренция на рынке дальней связи начнется только через год-два, когда другие операторы выйдут на рынок и освоятся на нем”, – замечает Голосной. По его оценке, чистая прибыль “Ростелекома” в 2006 г. может вырасти на 15–20% и составит около 14 млрд руб.

Также в “Связьинвесте” пояснили, что МРК необходимо будет обеспечить техническую возможность выбора абонентами оператора дальней связи. Для этого потребуются вложения в модернизацию и дооборудование части имеющейся сетевой инфраструктуры, что также скажется на затратах региональных электросвязей. Правда, как утверждает Яшин, в этом году инвестиции компаний “Связьинвеста” не увеличатся, а снизятся на 16% – до 43,7 млрд руб.

В пресс-службе считают, что противоречий здесь нет: “Раньше МРК инвестировали в допуслуги, обеспечивающие финансовую отдачу, а теперь они вынуждены будут вкладываться в модернизацию сети, которая не принесет прибыли в дальнейшем”. Это несколько противоречит словам Яшина – по его словам, в 2006 г. доля инвестиций в допуслуги не изменится, составив 27%.

Тогда в пресс-службе “Связьинвеста” объяснили увеличение расходов холдинга финансовыми результатами “Ростелекома” – и по новой версии, все 15 млрд руб. роста расходов приходятся исключительно на эту компанию. Значительная часть расходов “Ростелекома”, говорят в пресс-службе, придется на маркетинговую программу по удержанию абонентов среди населения и привлечению новых корпоративных клиентов.

Однако аналитики отметили, что даже половина этой суммы в разы превышает разумные затраты “Ростелекома” на маркетинг. “Разница между чистой прибылью “Связьинвеста” в 2005 и 2006 гг. – 7 млрд руб., если предположить, что эта сумма пойдет на рекламу “Ростелекома”, то на каждого нынешнего абонента компания потратит 170 руб. – это почти месячная абонплата за телефон!” – восклицает старший аналитик “Уралсиба” Константин Чернышев. Это неоправданно большая сумма, соглашается аналитик “Атона” Елена Баженова. Исходя из отчетности “Вымпелкома” за девять месяцев 2005 г., она оценивает его годовые инвестиции в ребрэндинг в 3,3 млрд руб., что в пять раз меньше предполагаемого увеличения расходов “Ростелекома”. “Его реклама на каждом углу и постоянно в эфире, а тут ее надо в два раза больше!” – недоумевает Баженова. Она считает, что фактически эти деньги можно потратить впрок, если вложить ко всему прочему в модернизацию биллинга и скупку альтернативных региональных операторов связи. В самом “Ростелекоме” свои маркетинговые планы не разглашают, однако, по словам источника, близкого к компании, расходы на рекламу будут в разы меньше, чем 7 млрд руб.