Занимались тем, чем должны


Выплаты участников рынка сократились на 11% до 274,5 млрд руб. При этом по добровольным видам страхования клиенты компаний получили 110,3 млрд руб., что на 42% меньше показателя прошлого года. А по обязательным видам страхования выплаты, напротив, увеличились на 41% до 164,2 млрд руб. Причина тому, прежде всего, рост обращений за выплатами по автогражданке, убежден гендиректор “Ингосстраха” Александр Григорьев.

За прошлый год российские компании собрали 490,6 млрд руб. страховой премии, рассказала заместитель начальника управления учета и экономического анализа Федеральной службы страхового надзора Яна Мирошниченко. “Год был тяжелый, трудовой”, – поддержал ее один из коллег по Росстрахнадзору.

Действительно, сборы страховщиков возросли несущественно – они увеличились всего на 4% против 9% годом ранее. В минувшем году продолжилась тенденция по сокращению рынка страхования жизни, отмечает Мирошниченко. Сборы страховщиков по этому виду серьезно упали, составив 25,3 млрд руб. (102,2 млрд руб. годом ранее). А выплаты участников рынка по “жизни” снизились со 125 млрд руб. до 25 млрд руб. Гендиректор компании “Энергогарант” Андрей Зернов убежден, что в этом большая заслуга Росстрахнадзора, а также самих страховщиков, отказавшихся от схемных операций. Но говорить об очищении этого сегмента рынка от схем пока рано, считает аналитик Fitch Ratings Дмитрий Пискулов. “Соотношение выплат к премиям по страхованию жизни составило почти 100%, а у компаний, занимающихся классической “жизнью”, в первые годы работы данный показатель на порядок ниже”, – объясняет он.

Тем не менее именно падение показателей по “жизни” определило общую картину по итогам года. Как и годом ранее, сборы по добровольным видам страхования сократились. Однако на сей раз на 9% до 291,1 млрд руб. вместо 3% годом ранее. Этот показатель мог быть еще меньше, но платежеспособный спрос клиентов приводит к росту классического рынка добровольного страхования, отмечает Зернов. “Растет спрос на страхование имущества, в том числе автотранспорта, а также от несчастного случая”, – соглашается с коллегой заместитель гендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов. А гендиректор “Альфастрахования” Владимир Скворцов отмечает, что популярностью в 2005 г. пользовались также страховые медицинские услуги, в частности в регионах. Но почивать на лаврах Росстрахнадзору еще рано. “Часть схемных операций из страхования жизни “переползла” в другие виды страхования. По моим оценкам, 30–35% премии по добровольному страхованию приходится на схемы”, – подсчитал гендиректор компании “Стандарт-Резерв” Виктор Юн.

Между тем обязательное страхование существенно – на 32% – выросло в прошлом году, рассуждает Пискулов из Fitch. Рост (+71%) обеспечило в основном медицинское страхование (ОМС), а рост премий по ОСАГО был “ниже рынка” на 9%. “Возможности для бурного роста данного вида практически исчерпаны, и ОСАГО больше не является локомотивом роста отрасли”, – резюмирует эксперт.

Существенных изменений в когорте лидеров рынка по итогам 2005 г. (см. таблицу) не произошло. Ее лишь покинуло Столичное страховое общество (ССО), лидер последних лет по страховым сборам. Львиная доля премии ССО приходилась на “жизнь”, и на рынке связывали эти сборы со схемными операциями. Сейчас страховщик судится с Росстрахнадзором за право остаться в отрасли. Возглавил рэнкинг “Ингосстрах” со сборами 25 млрд руб. Собственные данные компании по сбору премии более радужные – около $1,1 млрд, при этом страховщик учитывает взносы “Ингосстраха”, “Ингосстраха-М” и “Ингосстраха-ЛМТ”. Второе место осталось за “РЕСО-Гарантией” (23,3 млрд руб.), третью строчку с 14,8 млрд руб. занял “Согаз”.

За последние два года, пока Илья Ломакин-Румянцев руководит Росстрахнадзором, число участников рынка сократилось на треть, отмечают страховщики. Уменьшение числа компаний при одновременном повышении капитализации сектора способствует росту финансовой устойчивости самих страховщиков и отрасли в целом, говорит Пискулов из Fitch. Пусть компаний будет меньше, но рынок станет качественнее, отмечает Скворцов из “Альфастрахования”. Ему вторит Иванов из “РЕСО”: “Наконец-то страховщики занимаются тем, чем должны, – реальным страхованием”.