ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Европа выдохнула. Создав СП “Укргазэнерго”, “Газпром” и “Нафтогаз” вроде бы положили конец боевым действиям. В Европе считают, что пятилетний контракт устраивает обе компании, а своим потребителям гарантирует стабильность. Так-то оно так, во всяком случае для европейцев. Однако “Газпром”, похоже, заработал сильнейшую головную боль. Для чего изобреталась конструкция СП? Москва хотела забыть как дурной сон поставки на Украину, отделив от них транзит в Европу. Повышая цену на границе всего до $95, “Газпром” обеспечил минимальную рентабельность своей “дочке” Rosukrenergo, рассчитывая, что остальное она доберет через СП.

Но фиксация цен на пять лет обессмысливает всю затею. Очевидно, что Туркмения, Казахстан и Узбекистан не будут держать цены замороженными так долго. А на Украине антимонопольный комитет и правительство не дадут СП бесконтрольно повышать цену для “Криворожстали” и других заводов. Вот и получится, что рынок-то емкий – $4 млрд, а “отбить” потери СП не позволит власть. “Газпром” собирался пересмотреть стоимость поставок на Украину с июля. Поэтому в контракт “зашит” пункт, позволяющий корректировать цену, если она не отражает реалий рынка. Но повышение возможно только через переговоры. А попробуй хоть в чем-то переубедить украинцев. Об их упертости российские переговорщики слагают легенды. Украина единственная из стран СНГ 12 лет не ратифицирует нулевой вариант по советским долгам, претендуя на загрансобственность бывшего СССР. Из пакета соглашений по единому экономическому пространству Киев выковыривает, как изюм из булки, только выгодный режим свободной торговли. Больше двух лет Москва уговаривала Украину признать газовый долг в $1,4 млрд с процентами. Столько же родственники россиян и израильтян, погибших в самолете над Черным морем в результате ракетной атаки, добивались от Киева компенсации.

Бартеру конец, отныне все расчеты будут прозрачны, провозгласил президент Ющенко. А в это же время Украина отбирала из европейского транзита по 70 млн кубов в сутки. Президент Путин доволен, что Киев хотя бы не отпирается. Но радоваться нечему. Посмотрим, сколько месяцев и нервов угробит “Газпром”, чтобы доказать Киеву, что незаконная откачка стоит не $95, а $230. В каком-то смысле ситуация стала даже хуже. Новый контракт заканчивается к 2011 г. – на два года позже того, из-за которого сломано столько копий.