H&M идет на запад


В этом году H&M планирует открыть 150 магазинов, большую часть из них – в США. Точную цифру в компании не называют, но аналитики ожидают двукратного роста продаж по сравнению с 2005 г., когда H&M открыла в США 16 новых магазинов.

В Штатах H&M появилась в 2000 г. Первый магазин на Пятой авеню был вполне успешен, но после этого на компанию посыпались неприятности. За престижное расположение магазина пришлось платить дороже, чем рассчитывала H&M. Некоторые магазины оказались слишком большими, издержки росли гораздо быстрее, чем планировалось. В довершение к этому компания получала массу жалоб от покупателей и ей пришлось пережить конфликт с профсоюзом работников текстильной промышленности США. Первую прибыль от бизнеса в этой стране H&M получила лишь в 2005 г. “Мы научились работать на этом континенте с учетом разницы во времени, разницы в климате и, что еще более важно, управлять [бизнесом] с большого расстояния”, – говорит гендиректор шведской компании Рольф Эриксен.

По словам Эриксена, американский рынок в ближайшее время станет для H&M приоритетным: компания хочет добиться здесь ежегодного роста продаж на 10–15%. H&M также планирует начать торговлю по Интернету и почтовым каталогам в США, но о сроках Эриксен говорить отказывается. “Для нас США очень важны, – отмечает он, – и мы не намерены жертвовать прибыльностью или расположением магазинов”.

Сейчас у H&M в США всего 91 магазин (в Швеции – 124, Германии – 288). Но, похоже, скоро это изменится. “Ближе к 2020 г. США обгонят Германию [по количеству магазинов]”, – полагает аналитик инвестбанка ABG Sundal Collier Маттиас Карлшьел. Первоначально H&M открывала магазины на Восточном и Западном побережье, но в последние два года она все больше продвигается вглубь США – Чикаго, Кливленд, Сент-Луис, Индианаполис и Милуоки, и, по мнению аналитиков, не за горами открытие магазинов в Далласе, Денвере и Финиксе.

Планы по экспансии в США есть и у конкурентов H&M (в первую очередь у Zara). “H&M придется быть впереди них, – говорит арт-директор американского издания Elle Нина Гарсиа, – ей придется идти в ногу с новыми тенденциями моды, проводить рекламные кампании и следить за поступлениями товара”. Если 15 лет назад “американкам, чтобы чувствовать себя на высоте, был необходим полный туалет от Gucci, то теперь им больше нравится сочетать разные брэнды”, добавляет она.

Впрочем, как и другие европейские ритейлоры, компания расширяет свою сеть на многих континентах. “H&M собирается в Китай, Японию и Россию, но не раньше, чем там появится хорошая инфраструктура и спрос, достаточный для того, чтобы открывать новые магазины”, – говорит Эриксен. Сейчас шведская компания обратилась в палату по патентным спорам российского Роспатента с требованием лишить местную компанию “Эйч энд Эм Интернешнл” использовать эту марку на территории страны. (WSJ, 6.02.2006, Татьяна Бочкарева)