Клубный абстракционист


Tal R родился в Израиле 38 лет назад. Но эти факты не существенны, потому что он давно живет в Дании и выглядит молодо (внешне напоминает певца Моби и ботаников из фильма Гая Ричи). Никаких следов прожитых лет – раздумий и страданий – нет ни на лице художника, ни в его моложавом творчестве. Его московская выставка называется House of Prince, что кажется тоже совершенно неважным, потому что подписи к его маленьким и ладным работам даны явно случайно, а не в результате размышлений и определения смысла. Работ этих на выставке две сотни. Но кажется, что их просто очень много. Очевидно, из-за их совершенного однообразия.

Художник производит абстрактные композиции кабинетного формата. Они грубовато написаны маслом, довольно небрежно выклеены из разноцветной бумаги или криво сострочены из кусков ткани. Несколько композиций собраны из раскрашенных лампочек, есть и скульптура – реальные предметы сложены в кучки и политы серым гипсом. И никаких идей, и ноль теорий, и полная невозможность найти следы поставленных формальных задач. При этом хорошее художественное воспитание и композиционная культура Tal R не очевидны только совсем уж дремучему зрителю.

В кривых цветных линиях и бумажных кружках прочитываются при желании и пройденные уроки русского авангарда (просто пропедевтический курс ВХУТЕМАСа), и спонтанность европейских шестидесятников, но об этом вспоминать совершенно не обязательно. Кажется даже, что Tal R не напрямую изучал историю искусства (хотя он получил академическое художественное образование), а просто вырос из современной клубной культуры, которая сама не помнит (потому что не задумывается), откуда именно набралась драйва.

Простые и активные композиции, ритмично, почти сплошняком, покрывающие стены галереи, оказывают на зрителя исключительно позитивное воздействие. Среди них комфортно и весело находиться – хочется танцевать, покуривать и говорить не о главном. Такое искусство надо маркировать надписью light и пользоваться им, не задумываясь.

У Tal R отличный послужной список, он выставляется в хороших европейских галереях, участвует в выставках и ярмарках современного искусства, у него есть какая-то довольно важная премия. Конечно, он не художник больших задач, и даже вполне коммерческий художник. Он не провоцирует, не эпатирует, не потрясает, не озадачивает и не поучает зрителя. И не заискивает перед ним. И все это на редкость приятно и как-то завидно благополучно.