Не дотянул до биржи

С. Портер

О том, что Сергей Алексеев в понедельник написал заявление об уходе из компании, “Ведомостям” рассказал менеджер группы “Роснефть”. “Это произошло внезапно, но приказ об увольнении подписан, – рассказал он. – Пока замены Алексееву не нашли, его функции исполняет [вице-президент компании] Анатолий Барановский”. Ушел из “Роснефти” и глава управления по работе с инвесторами Олег Кузаков, нанятый лишь в конце 2005 г.

Сам Алексеев объяснил “Ведомостям”, что уже выполнил свою задачу в компании и теперь “намерен отдохнуть, заняться собственными проектами”. “Основные процессы в компании – консолидация и подготовка к IPO – запущены, кредиты реструктурированы, – говорит он. – Что еще нужно?” Он добавляет, что “в “Роснефти” полно профессиональных людей, которые могут продолжить начатое”. “Если бы для компании это было невосполнимо, никто бы не отпустил”, – рассудил он.

Близкие к “Роснефти” источники, опрошенные “Ведомостями”, были крайне удивлены произошедшим. По их словам, работать в “Роснефть” Алексеев пришел по приглашению президента госкомпании Сергея Богданчикова, который очень доверял своему финансисту. Они сотрудничали со второй половины 90-х, подтверждает президент Института энергетической политики Владимир Милов. Богданчиков вчера прокомментировал отставку Алексеева сухо: “Это его личное дело. Он проработал в компании более двух лет и, видимо, нашел вариант лучше”.

По свидетельству источника, близкого к “Роснефти”, с председателем совета директоров госкомпании Игорем Сечиным Алексеев контактировал мало, а среди менеджеров вообще нажил немало врагов, рассказывали сотрудники самой компании. Алексеев – непростой, конфликтный человек, многим в компании перешел дорогу, добавляет один из банкиров – кредиторов “Роснефти”. “Он быстро набирал вес, а контролировать его было сложно, ведь остальные менеджеры не так сильны в финансах”, – пояснял менеджер одной из фирм, консультирующих “Роснефть”.

Близкий к госкомпании банкир считает, что в итоге Алексееву пришлось уйти из-за IPO – слишком уж рьяно тот настаивал на размещении, предлагал разместить как можно больший пакет акций, а саму компанию предлагал сделать прозрачной. Так или иначе новость об уходе Алексеева незадолго до консолидации и вывода акций на биржу шокировала и банкиров, которые готовят размещение, и инвесторов. “Перед IPO терять профессионала, способного говорить на одном языке с инвесторами и вызывать их симпатию, скверно для компании и странно с точки зрения ее руководства”, – отмечает начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. С ним согласен и представитель крупной компании, размещавшей свои бумаги на бирже. “Отставка похожа на результат внезапного конфликта”, – рассуждает близкий к “Роснефти” бизнесмен.

Сейчас все зависит от того, как скоро компания и банки смогут найти замену Алексееву, и именно поиском они будут заняты в первую очередь, поясняет инвестбанкир, готовящий IPO госкомпании. Он рассчитывает, что на результатах IPO этот уход не отразится. “Процесс уже запущен, на поиски есть еще несколько месяцев. Хотя первые полтора-два будут сложными”, – признает он, но заключает, что IPO эта отставка “не убьет”. Милов, напротив, считает, что размещение теперь под вопросом. “Складывается ощущение, что руководство компании вообще раздумало размещать акции на рынке”, – говорит он. С ним согласен Юрий Барзов, старший партнер хедхантинговой компании Ward Howell International, который говорит, что уход главного финансиста перед IPO компании – странный случай. “Иногда финансистов меняют после размещения, – удивляется он. – Но менеджер на этой позиции влияет на стоимость компании, и его уход накануне IPO может отпугнуть инвесторов”. Теперь само размещение ставится под сомнение, как минимум оно будет отложено, считает он. Как правило, для крупной российской компании можно подобрать финансиста за месяц-другой, но в этом случае поиск осложнится странным уходом предшественника, предупреждает эксперт. Впрочем, Алексеев и представители “Роснефти” вчера утверждали, что его отставка не меняет планы по IPO и консолидации. А Богданчиков сказал, что будет лично продолжать курировать процесс подготовки размещения акций компании на бирже.