КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Антракт перед IPO


Роснефть” разошлась со своим финансовым директором Сергеем Алексеевым. О чем Сергей Богданчиков и его доверенный финансист не договорились накануне IPO госкомпании, наверное, надолго останется в секрете – из этой избы сор не выносят. В целом за будущее госкомпании не тревожно, ведь Богданчиков вызвался лично подготовить компанию к размещению.

Тем не менее вера в твердость намерений “Роснефти” ослабла. Не потому, что госкомпания осталась без финансиста, – незаменимых у нас, как известно, нет. И план давно известен: разместить пакет акций “Роснефти” на Лондонской фондовой бирже (LSE) и в России. Нацелились на планку в $20 млрд – если размещать до 30% акций.

Не дает покоя вопрос мотивации. Получить эти деньги прежде всего заинтересованы чиновники – ведь это им в первую очередь нужно гасить $7,5-миллиардный долг владельца “Роснефти” компании “Роснефтегаз”, возникший после выкупа государством акций “Газпрома”. Остальное думали пустить на погашение части долгов “Роснефти” – в 2006 г. они перевалили за $10 млрд. Сумма, за которую стоит побороться. Еще один плюс – среди большого количества акционеров наемный менеджер может чувствовать и вести себя независимо.

С другой стороны, именно менеджерам новая реальность создаст массу проблем. Им придется держать отчет перед независимыми членами совета директоров, с которыми бывает непросто договориться. Им, в случае чего, придется вывешивать на сайт Лондонской биржи информацию о судебных исках к компании. Им отчитываться перед держателями акций о бенефициарах каких-нибудь Raiffeisen Investment, если государственная необходимость вдруг вынудит создать такую при “Роснефти”. И именно с менеджеров государство спросит, если капитализация публичной госкомпании, не дай бог, упадет.

Желание заработать на созданных своими руками бизнесах иногда заставляет вполне небедных людей делать странные вещи. Некоторые, как Гавриил Юшваев, под огнем инвесторов рассказывают о криминальном прошлом. А некоторые, как основной владелец “Системы” Владимир Евтушенков, временно берут ответственность за управление компанией в свои руки. Но менеджменту, которому твердо не пообещали даже опцион, по всем признакам удобнее иметь дело с акционером-одиночкой, который не станет задавать лишних вопросов, а не с толпой искушенных инвестбанкиров. Лично мне кажется, что “Роснефти” по духу подошли бы владельцы “Сургутнефтегаза”, которые виртуозно отбиваются от вопросов инвесторов о своей компании. Да и сургутовских миллиардов хватило бы, чтобы решить проблемы с долгом за “Газпром”. Вместе с “Роснефтью” они потом могли бы заработать значительно больше – на экспорте.

Теперь, в связи с отставкой главного финансиста, есть повод изменить первоначальный план и повременить с IPO. Опять же консолидация “дочек” “Роснефти” еще не начиналась. В конце концов, между обещанием Владимира Путина провести либерализацию рынка акций “Газпрома” и началом той самой либерализации прошло целых полтора года. А за IPO “Роснефти” никто не поручался.