Невстреча на Эльбе


Насколько сильна программа Берлинале и настолько ли, чтобы ни в ее конкурсном, ни в многочисленных внеконкурсных разделах не нашлось места (слабым? нехудожественным? неинтересным?) фильмам из РФ, пока судить не будем.

В конкурсной программе заочно обращаешь внимание прежде всего на фильмы мэтров: американцев Роберта Олтмена (комедия “Верный друг степей” с Вуди Харрельсоном и Мерил Стрип) и Сидни Люмета (фильм “Виновный”, что удивительно, со звездой боевиков, никогда не снимавшимся в серьезном кино Вином Дизелем), француза Клода Шаброля (его “Власть” с Изабель Юппер заявлена как политический триллер), а также гораздо более непредсказуемого и актуального ирландца Нила Джордана (“Завтрак на Плутоне” с Киллианом Мёрфи и Лайемом Нисоном).

Среди других американских фильмов отметим многофигурный политический триллер с Джорджем Клуни “Сириана”, снятый сценаристом “Траффика” Стивеном Гаганом: разница между фильмами в том, что “Траффик” исследовал проблему наркомафии, а “Сириана” разоблачает мафию нефтяную, причем сильнее всего обвиняя дельцов американских. И, понятно, биографическую драму “Капоте” Беннета Миллера – о писателе Трумене Капоте с Филипом Сеймуром Хоффманом. Понятно, потому что и Хоффман, и Клуни получили за свои роли по “Золотому глобусу”.

Есть в конкурсе и фильмы модных авторов – “Дорога на Гуантанамо” регулярно впадающего в политкорректность британца Майкла Уитерботтома (забавно, что эту картину о мучениях военнопленных мусульман Уитерботтом снял сразу после “9 песен”, сделанных в жанре арт-порно) или, например, “Невидимые волны” таиландца Пенека Ратанаруанга, которого выделяет из общего ряда уже то, что именно с ним, как и с Вонг Кар-ваем, работает сейчас такой знаменитый оператор, как Кристофер Дойл.

Из внеконкурсных картин заранее хочется посмотреть “Новый мир” одного из лучших и редко снимающих американских режиссеров Теренса Малика (создателя “Пустошей” и “Тонкой красной линии”). Впрочем, и давно ожидаемый мировым прокатом кинокомикс “V как вендетта” с Натали Портман по сценарию братьев Вачовски.

А наше присутствие на Берлинале-2006 сводится к следующему. В проходящий на обочине фестиваля конкурс детских картин (в раздел “для зрителей от 14 и старше”) допущена неизвестная мне полнометражная картина Фархота Абдуллаева “Ловитор”. А в раздел “для зрителей от 4 и старше” – столь же неизвестная 12-минутка Степана Коваля “Злыдни” – правда, она российско-украинская и герои говорят по-украински. Еще на русском – украинская картина Александра Шапиро (того, что сделал “Путеводитель”) “Счастливчики”, в которой снялся Федор Бондарчук, но и ее пригласили не в официальную, а в обочинную программу “Форум молодого кино”. Все.

Фактически наше серьезное кино будут представлять на Берлинале Михаил Калатозов, чьи “Летят журавли” включены в программу “Ретроспективы”, и Григорий Александров, чья “Встреча на Эльбе”, наверное, изрядно повеселит зрителей особой, придуманной для этого года программы, посвященной “Плану Маршалла” Selling Democracy – “Продвигая демократию”.

Равнодушие фестиваля к новому русскому кино особенно заметно на фоне того интереса к кино СССР и затем России, которым именно Берлинский фестиваль отличался до начала 2000-х. И на фоне того пиара, какой фестиваль стал подчеркнуто устраивать кино немецкому, давно не производившему в киномире никаких сенсаций. Пять лет назад главой Берлинале стал Дитер Косслик, на которого, надо заметить, и наши критики, и киночиновники делали большую ставку. За эти пять лет в конкурсную программу Берлинале попал лишь один российский фильм – в 2005-м сокуровское “Солнце”. Но и тот не получил призов, поскольку его явно не могло оценить тогдашнее жюри во главе с голливудским халтурщиком Рональдом Эммерихом.

Ладно, конкурс. Фестиваль наверняка скажет, и будет прав, что в этом году сформировал достойное жюри (во главе – Шарлотта Ремплинг), а российские продюсеры, наоборот, переориентировались на создание кассовых хитов. Но что, ничего нельзя было найти для параллельных программ – “Панорамы” или того же “Форума молодого кино”?

Быть кинопатриотом, болеть за свое кино, как за футбол, – глупо. Кино не обязательно должно быть отечественным – оно должно быть хорошим. Но резонен вопрос: разумно ли поступает Берлинале, игнорируя страну с самым быстрорастущим кинорынком в мире? В ежедневной газете Tigers Daily завершившегося на прошлой неделе Роттердамского фестиваля только что обобщили мировые прокатные итоги 2005-го. Повсюду – иногда впервые за долгое время – падение сборов. В Америке – на 4%. В родной для Берлинале Германии, чье кино фестиваль так рекламирует, на все 20%. И только в двух странах – рост. В Великобритании – на 1%. И в России – на 25%, причем, как мы знаем, прежде всего благодаря успеху своего кино. Главный отборщик Каннского фестиваля Тьерри Фремо, интервью с которым “Ведомости” опубликовали в декабре, крайне заинтересовался этим “русским киночудом” и даже намеревается устроить в Канне “русский день”. Берлинале, по идее, еще активнее должно было клюнуть на наш кинопарадокс. Ведь этот фестиваль всегда претендовал на то, что играет важную социальную и даже геополитическую роль, интересуется социокультурными феноменами и т. д. В конце концов, российские фильмы были бы нужны Берлинале и для того, чтобы привлечь наших продюсеров, которые, очевидно, способны сегодня вкладывать деньги в европейское, в том числе и немецкое кино. И для того чтобы подогреть азарт российской прессы, которой в Берлине все больше (ясно, что если в конкурсной программе отечественный фильм, то наши газеты и ТВ освещают фестиваль более подробно).

Не нужны, видимо, Дитеру Косслику наши деньги.