Оппозиция бьется за 15%


Вчера штабы Милинкевича и Козулина прекратили переговоры об объединении. Оба политика обменялись открытыми письмами, в которых обвинили друг друга в нежелании вести “конструктивный диалог” и выдвигать “конкретные предложения”. “Причина раскола – личные амбиции Козулина, который считает себя более сильным лидером, чем Милинкевич”, – заявил “Ведомостям” зампред оппозиционной Объединенной гражданской партии (входит в КДС) Ярослав Романчук.

Из двух оппозиционных кандидатов именно Милинкевич пользуется поддержкой со стороны США и Евросоюза. В конце января он выступил с докладом перед министрами иностранных дел стран ЕС в Брюсселе и провел переговоры с представителями Еврокомиссии. Официально штаб Милинкевича настроен на победу. “Уже сейчас за нас готовы проголосовать 25% избирателей, и число наших сторонников растет на 9% в месяц”, – заявил “Ведомостям” первый секретарь ЦК Партии коммунистов Белоруссии, руководитель штаба Милинкевича Сергей Калякин. Но директор Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) Олег Манаев сомневается в столь быстром росте электората Милинкевича.

Официальная белорусская социология и независимые центры дают противоречивые данные о рейтингах кандидатов. Институт социально-экономических исследований при администрации президента в начале февраля опубликовал данные опроса, по которым 76,7% граждан были готовы голосовать за Лукашенко, в то время как поддержка остальных кандидатов не превышала 2%. Но, по данным НИСЭПИ, в декабре за Лукашенко в первом туре были готовы голосовать 52,6% избирателей, Милинкевича – 6,6%, Козулина – 0,8%, Гайдукевича – 1,2%.

Опрошенные “Ведомостями” оппозиционные политики признавались, что реальной целью КДС в избирательной кампании является консолидация антилукашенковского электората. “Для нас важно серьезно превысить результат [оппозиционного кандидата Владимира] Гончарика в 2001 г.”, – заявил “Ведомостям” один из оппозиционных политиков. На предыдущих президентских выборах Гончарик сумел набрать 15,39% голосов, а, по оценке Манаева, оппозиционный кандидат “при идеальном стечении обстоятельств” мог бы получить до 35%.

Оппозиционеры опасаются, что Лукашенко попытается занизить число голосов, отданных за Милинкевича, до незначительных 2–3%. В случае столь масштабной фальсификации сторонники Милинкевича обещают организовать крупномасштабные массовые акции. Но, по мнению руководителя независимой белорусской Лаборатории аксиометрических исследований Андрея Вардомацкого, население республики слишком пассивно, хотя “недовольство режимом Лукашенко растет”. Оппозиция сможет вывести на улицу не более нескольких тысяч человек, считает Манаев. “Люди хотят получить от Милинкевича и его штаба конкретные указания и материалы для действий, а пока этого не хватает, – говорит Романчук, – у Милинкевича недостаточно лидерских качеств”.