“Моторостроитель” обновит двигатели


О том, что самарский завод “Моторостроитель” подписал в декабре 2005 г. контракт на поставку шести новых двигателей НК-12МПТ для противолодочного самолет Ту-142 с индийским министерством обороны, сообщил “Ведомостям” источник на заводе. Информацию подтвердили в пресс-службе “Моторостроителя”, но подробности контракта раскрывать отказались. Собеседник “Ведомостей” рассказал, что контракт был подписан в декабре 2005 г., а изготовление двигателей на “Моторостроителе” начнется весной этого года. По его словам, все шесть двигателей будут поставлены в течение 2007 г. Сумма контракта не раскрывается, но, по словам одного из менеджеров “Моторостроителя”, каждый двигатель стоит более $1,5 млн. По словам научного редактора журнала “Экспорт вооружений” Михаила Барабанова, цена двигателя НК-12 в газоперекачивающем варианте составляла недавно около 10 млн руб., но он признает, что как двигатель для самолета Ту-142 он может стоить намного больше и общая стоимость контракта может достигать более $2 млн.

В “Рособоронэкспорте” отказались от комментариев, сославшись на коммерческую тайну партнеров контракта. В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству подтвердили факт заключения контракта с “Моторостроителем”.

Разработчик двигателя НК-12МПТ – самарское предприятие “СНТК им. Кузнецова” (СНТК). Гендиректор СНТК Сергей Тресвятский сказал, что знает об этом контракте и его предприятие готово помочь в поддержке производства двигателя. Переговоры о научной поддержке контракта с индийцами “Моторостроитель” сейчас ведет с Самарским конструкторским бюро машиностроения (СКБМ), аффилированным с СНТК им. Кузнецова, которое имеет эксклюзивную доверенность на обслуживание производства двигателя. Об этом “Ведомостям” рассказал гендиректор СКБМ Виктор Никишин. По его словам, недавно “Моторостроитель” направил предложение в СКБМ по конструкторскому сопровождению производства и сейчас обсуждаются условия сотрудничества. При этом Никишин отметил, что “компромисс по цене” с заводом будет найден, поскольку поддержку производства таких двигателей может осуществлять только СНТК, как разработчик, или тот, у кого есть доверенность от разработчика, в частности СКБМ.

Сейчас “Моторостроитель” ремонтирует двигатели НК-12МП, установленные на индийских самолетах. Никишин рассказал, что в прошлом году ВВС Индии сделали заказ на ремонт восьми двигателей.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает, что заказы на двигатели для самолетов Ту-142 очень редки (они производились с середины 1950-х гг.). По его мнению, заключение подобного контракта может означать старт программы модернизации самолетов Ту-142 и, следовательно, крупный заказ для “Моторостроителя”. С ним согласен Барабанов из “Экспорта вооружений”: “Заказом на новые двигатели НК-12МП индийская сторона дает понять, что возможно заключение контрактов на модернизацию самолетов Ту-142”. По информации Макиенко, всего в Индии сейчас эксплуатируется около 10 самолетов этого типа. “Шесть двигателей – это, вероятно, заказ на один самолет”, – говорит он.

Макиенко пояснил, что в Индии давно обсуждается программа модернизации двух типов российских самолетов – Ил-38 и Ту-142. Договор на модернизацию пяти Ил-38 был заключен еще в 2001 г., общая сумма контракта составила, по разным данным, $180–205 млн. Первый самолет был передан индийской стороне в конце 2005 г.