С Испанией “недорабатываем”


Первый день визита в Испанию был посвящен протокольным мероприятиям – Путин встречался с королем Хуаном Карлосом I, побывал в мадридской мэрии. А вчера утром Путин приехал во дворец сената пообщаться с испанскими парламентариями. Открывая встречу, председатель сената Франсиско Гарсия признал, что Испания является важным “клиентом России по нефти и энергоносителям”.

“Тем, кто не успел заглянуть в справочники, скажу, что качество и объемы взаимной торговли России и Испании нуждаются в улучшении”, – с иронией заметил Путин. По словам президента, товарооборот с Испанией составляет лишь $3,7 млрд, в то время как объем взаимной торговли России и Германии достиг уже $35 млрд. Путина беспокоит, что в Испанию Россия в основном поставляет энергоносители. А по линии транспорта, связи, машиностроения, высоких технологий “мы недорабатываем”, сетовал Путин.

Главный эксперт “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков говорит, что торговля с Испанией составляет “порядка 1–2% всего российского товарооборота”. Потенциал для расширения сотрудничества, конечно, есть: “Помимо энергоресурсов это прежде всего туризм, продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности”. Уже перед самым отлетом Путин провел незапланированную встречу с испанскими бизнесменами (по просьбе последних), где действительно речь шла и о пищевой промышленности, сообщает источник в российской делегации.

Но испанских парламентариев экономика интересовала мало. Они наперебой спрашивали Путина о правах человека, ситуации в Чечне, теракте в Беслане, об отношении к “Хамас”. Услышать ответы журналисты не смогли – трансляция прервалась. Присутствовавший на ней председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев рассказал “Ведомостям”: “У нас есть ряд абсолютно совпадающих позиций по таким вопросам, как Ирак, Иран, Ближний Восток, – по всем этим темам, как мне показалось, разговор был очень предметным и очень конструктивным”. Комментировать разговор о Чечне и Беслане он не стал.

После переговоров с премьером Испании Хосе Сапатеро Путин признался, что ключевым вопросом стало обсуждение проблем безопасности. Позже, отвечая на вопросы журналистов, Путин снова заговорил о “Хамас”. “Сжигать мосты – это самое простое и очень бесперспективное дело, – заявил президент. – Мы не торопимся причислять кого-то к террористам”. Путин добавил, что “Хамас” честно победила на выборах, призвал уважать мнение палестинцев и сообщил, что уже пригласил руководство “Хамас” на переговоры в Москву.

Вопрос испанского журналиста о судьбе Антонио Гарсия застал Путина врасплох. “А кто такой Антон Гарсия?” – поинтересовался президент. “Он испанец. Возглавлял одно из подразделений ЮКОСа. И попал в госпиталь, когда его вроде бы избили представители российской полиции”, – попытался объяснить журналист.

Путин посоветовал не торопиться с выводами насчет избиения Гарсия милиционерами, но пообещал поручить Генпрокуратуре разобраться с этим происшествием. Сапатеро добавил, что кое-какие пояснения от российского правительства об этом инциденте Испания уже получила.