Накладный патриотизм


Как рассказал “Ведомостям” Алексей Мигужов, юрист института “Машпроект”, с 1996 г. институт за свой счет проводил уборку и текущий ремонт закрепленного за ним муниципального участка. Но, по словам Мигужова, в июне 2005 г. отдел ГИБДД и администрация Центрального района Новосибирска потребовали от “Машпроекта” сделать на закрепленной территории парковочный “карман” для автомобилей, ссылаясь на решение горсовета. “Обустройство парковки оказалось бы накладным, и мы обратились в арбитраж, – говорит Мигужов. – В суде мы потребовали признать незаконным ряд пунктов “Правил благоустройства” ввиду их противоречия федеральному законодательству”. Гендиректор “Машпроекта” Михаил Гусев оценил ежегодные затраты компании на благоустройство муниципальной территории в 140 000 руб., а стоимость строительства парковочного кармана – в 1 млн руб. Арбитражный суд Новосибирской области заключил, что федеральное законодательство не предусматривает института “закрепления” за организациями земельных участков, на которых они обязаны проводить ремонт и уборку территорий (копия этого решения имеется в распоряжении редакции “Ведомостей”).

Первый замглавы администрации Центрального района Владимир Захаров знает о решении суда, но уверен, что оно не повлияет на практику благоустройства территорий, так как бюджет не сможет нести все эти расходы. По словам Захарова, другие предприятия не протестуют против “посильных” обременений, а “Машпроект” проявил “отсутствие патриотизма”. В 2005 г., по данным Захарова, предприятия Новосибирска потратили на благоустройство не менее 400 млн руб., а горбюджет – около 24 млн руб.

Не намерены снимать ответственность с предприятий и депутаты горсовета. “Предприятие обязано заботиться о прилегающей территории и содержать ее в порядке”, – говорит председатель комиссии горсовета по градостроительству депутат Вячеслав Илюхин. По его словам, горсовет не намерен оспаривать решение арбитражного суда, но вместо этого занялся разработкой поправки в действующие “Правила”. Теперь между районной администрацией и предприятием будет заключаться договор, по которому предприятие согласно за свой счет благоустраивать территорию. Такой порядок будет действовать до мартовской сессии, когда будут рассмотрены новые “Правила”, поясняет Илюхин.

“Заключать договоры на обслуживание мы не будем и надеемся, что содержать муниципальные участки мэрия будет своими силами, – обещает Гусев из “Машпроекта”. – В противном случае будем выставлять администрации счета за обслуживание территорий”. Позицию “Машпроекта” и решение суда поддерживает и председатель совета директоров компании “Трансервис” Александр Бойко. “Только на благоустройство вокруг нового автоцентра в 2005 г. мы потратили 3,5 млн руб.”, – говорит он и не исключает, что если предприятия откажутся выполнять работы по благоустройству или сократят их объем, то в ответ мэрия введет новый налог. “Для нас это будет благом – лучше отдать деньги, чем самим убирать снег, сажать газоны и стричь лужайки. Ведь только для уборки снега приходится содержать “Камазы”, погрузчики, и другую технику”, – говорит Бойко и добавляет, что зачастую требования властей сильно завышены. Так, после открытия АЗС в районе Бердска мэрия попросила выполнить освещение всего бердского шоссе.

Но не все компании готовы ccориться с чиновниками. “Мы знали, что предписания районных администраций благоустраивать прилегающую территорию юридически несостоятельны. Но мы всегда выполняем требования властей”, – говорит замгендиректора девелоперской компании “Ново-Николаевскъ” Виктор Бобров и отмечает, что основной пик подобных предписаний приходится на предпраздничные дни.