Центробанк нашел серый импорт


Вчера Банк России разместил на своем сайте письмо, посвященное операциям российских банков с киргизским АзияУниверсалБанком. Внимание ЦБ привлек гигантский объем платежей иностранных клиентов АУБ в пользу российских компаний: за январь – июль 2005 г. их набралось более чем на 170 млрд руб. Эти платежи проводились в оплату сделок, якобы связанных с продажей иностранными фирмами – клиентами АУБ товаров в России, отмечает ЦБ. Внешнеторговый оборот России за январь – июль, по данным Росстата, составил $199 млрд, импорт – $66 млрд. С Киргизией Россия за 11 месяцев 2005 г. наторговала на $473 млн ($128 млн – импорт), по $10 млрд – с Великобританией и США, где были прописаны многие клиенты АУБ. “Масштаб этих операций и их постоянный характер позволяют предполагать, что за ними скрывается оплата серого импорта”, – резюмировал ЦБ и призвал своих сотрудников “обращать особое внимание на операции” российских банков с АУБ. В случае выявления признаков сомнительных операций ЦБ требует применять к таким банкам санкции.

Сейчас у АУБ есть 24 корсчета в российских банках, в АУБ открыто чуть меньше, говорит председатель совета директоров и совладелец киргизского банка Михаил Надель. Среди крупнейших из российских контрагентов АУБ, которые продолжают работают с ним, – банк “Московский капитал”, ВИП-банк, Ланта-банк и Международный инвестиционный банк (МИ-банк), утверждает банковский аналитик (все кроме ВИП-банка входят в систему страхования вкладов). В МИ-банке от комментариев отказались. В “Московском капитале” и Ланта-банке уверили, что клиентских оборотов по их корсчетам в АУБ не проходило. “Свой счет мы использовали для размещения свободных средств”, – говорит зампред правления “Московского капитала” Алексей Улинец. “ВИП-банк с АУБ работает исключительно по системе денежных переводов VMT для физлиц без открытия счета (расчеты проходят через открытые корсчета), поэтому никакого отношения к серому импорту эти операции не имеют”, – заявила зампред правления ВИП-банка Ольга Вилкул, пообещав “проконсультироваться с ЦБ”. Ланта-банк, по словам первого зампреда правления Вячеслава Волкова, решит, продолжать ли работу с АУБ, после того как оценит репутационные риски этой ситуации.

Для АУБ заявление Центробанка стало неожиданностью, говорит Надель. “Банк России не является для нас надзорным органом, не запрашивал у нас информацию”, – недоумевает он. Руководство АУБ считает выводы ЦБ “необоснованными”, говорится в заявлении банка. В ЦБ от комментариев отказались, в Нацбанке Киргизии комментарии получить не удалось. Прекращение операций в России не станет ударом по бизнесу АУБ, уверен Надель. В прошлом году АУБ закрыл более 50 российских корсчетов, уверил Надель, например в МДМ-банке. “Платежи по корсчету АУБ не были достаточно прозрачными”, – объяснил директор управления финансовых рынков МДМ-банка Виктор Жидков.

АУБ первым из киргизских банков получил рейтинг международного агентства. Месяц назад Moody’s присвоило ему долгосрочный рейтинг Саа2 по депозитам в иностранной валюте, отметив, что “рейтинги банка зависят в том числе от потенциальных репутационных рисков от его деятельности, хотя банк прилагает усилия, чтобы выявлять и предотвращать случаи отмывания денег некоторыми своими клиентами”. “Мы пользуемся отчетностью по МСФО, по которой можно понять, каким бизнесом занимается банк (в данном случае – проведение клиентских экспортно-импортных операций), но нельзя сказать, являются ли его операции сомнительными”, – говорит аналитик агентства Дмитрий Поляков.

В кампании против сомнительных банковских операций ЦБ до сих пор предавал гласности наиболее вопиющие случаи обналичивания денег – например, когда банк с активами $1 млн за несколько месяцев выдавал наличных на $1 млрд. Но до тех, кто прибегал к услугам таких банков, ни ЦБ, ни правоохранительные органы не добрались. В прошлом году в рамках расследования дела об обналичивании денег через банк “Эмал” силовики нанесли серию визитов его контрагентам, но дальше выемок документов дело пока не пошло.