Формула посадки


Замоскворецкий суд вчера согласился привлечь главу Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрия Калинина и представителей СИЗО “Матросская Тишина” в качестве соответчиков по иску Лебедева. Он оспаривает свою “ссылку” в Ямало-Ненецкий округ, апеллируя к Уголовно-исполнительному кодексу. По нему осужденные должны отбывать наказание в регионе, где проживают, или в близлежащем.

По закону принимать решение об отправке осужденного должна ФСИН. Как следует из документов, представленных суду представителями ФСИН, решение об этапировании Лебедева принимала комиссия СИЗО. Представитель ФСИН пояснил: ежемесячно этапировать приходится тысячи заключенных и со стороны федеральной службы “являлось бы большой глупостью” принимать персональное решение по каждому. Поэтому ФСИН спускает указание с перечнем регионов и количеством свободных “посадочных” мест.

Как следует из указания, подписанного Калининым в июле 2005 г., столичная “квота” выглядела следующим образом: 10 мест – в исправительных учреждениях Марий Эл, 20 – в Удмуртии, Вологодской и Нижегородской областях, 25 – в Белгородской, 35 – в Брянской и Рязанской, 30 – в Смоленской, 45 – в Тамбовской и по 5 – в Читинской области и Ямало-Ненецком АО. Адвокаты Лебедева удивились, почему в перечень включены отдаленные от Москвы регионы. “Это позволяет нарушать требование закона”, – говорит адвокат Елена Липцер. Представители ФСИН возражают, что главный критерий – наличие условий для размещения зеков, и тюремщикам виднее.

Положение закона “плохо сформулировано”, считает председатель Общества попечителей пенитенциарных заведений Андрей Бабушкин, но “существует 39-я статья Конституции, в которой государство гарантирует защиту семьи”. В случае с Лебедевым было принято “политическое решение”, добавляет он, москвичи чаще отбывают наказание в Мордовии, Поволжье или на Урале. Но могут попасть и на Дальний Восток – это общая проблема, замечает эксперт.