Лизинг дозрел до синдикаций


До сих пор участники лизингового рынка занимали средства, используя прямое кредитование. “Европлан” первым из игроков привлек именно синдицированный кредит на $40 млн, говорится в сообщении компании. Организатор синдиката – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), обеспечивший треть кредита, рассказал финансовый директор “Европлана” Вадим Константинов. Остальную сумму, по его словам, взяли на себя южно-африканский Standard Bank, британские Anglo-Romanian Bank и First Bank, канадский Cordiant Capital Bank и другие участники пула.

Срок кредита – четыре года, ставки будут определены весной, когда весь транш будет выбран, отмечает Константинов. Однако, как определяется цена займа, стороны сделки не раскрывают. Синдикация позволит “Европлану” снизить риски для кредиторов, поскольку только один банк не готов дать лизинговой компании необходимые $40 млн, рассуждает гендиректор “Авангард-Лизинга” Александр Кожевников. А гендиректор группы “Интерлизинг” (“дочка” Международного банка Санкт-Петербурга) Кирилл Царев говорит, что зарубежные кредиты привлекательны прежде всего более низкой, чем у российских банков, стоимостью. “Однако, чтобы их привлечь, надо сделать свой бизнес понятным для иностранных инвесторов, – продолжает Царев. – А это вопрос времени”.

Для “Европлана” эти $40 млн далеко не первый западный кредит. Помимо ЕБРР компании ссужали средства Международная финансовая корпорация (IFC), Экспортно-импортный банк США (U. S. Export-Import bank), американская корпорация OPIC и проч. Всего за последние годы “Европлан” привлек на западе $150 млн долгосрочных кредитов, уточняет президент компании Николай Зиновьев. Директор департамента небанковских финансовых институтов ЕБРР Джонатан Вуллет ожидает, что вслед за синдикацией последует логическое продолжение – первое в российской истории размещение ценных бумаг, обеспеченных лизинговыми активами.

Лизинговая отрасль в России находится на этапе становления, в том числе в вопросах финансирования, и участники рынка идут тем путем, который ранее прошли банки, рассуждает Царев из “Интерлизинга”. “Европлан” здесь впереди планеты всей, но вскоре за ним последуют и другие российские компании”, – говорит он и уточняет, что “Интерлизинг” также ведет переговоры о привлечении синдицированного кредита и планирует выпустить CLN. Но публичный заем на лизинговом рынке сделать гораздо сложнее, чем взять кредит у синдиката банков, уверен гендиректор Hansa Leasing Виталий Ляскавка: “Уговорить группу банкиров дать денег, на мой взгляд, проще, чем убедить более широкий круг инвесторов в привлекательности своих бумаг и надежности компании”.

Ссуду синдиката “Европлан” направит на финансирование сделок по покупке автотранспорта и оборудования своих клиентов, эти приобретения и станут обеспечением кредита, уточнил Вадим Константинов из “Европлана”. По словам одного из участников рынка, порядка 90% сделок “Европлана” связано с лизингом автотранспорта.

Проекты в сфере лизинга могут быть весьма привлекательными для инвесторов, полагает вице-президент “АБН Амро Банк” Александр Киселевич: “Рынок идет к тому, что все более интересными становятся секьюритизированные активы”.