Ненужные страсти


Бесполезно прописывать в документах компании ее отношение к служебным романам, считает Оксана Изюмцева, директор по персоналу группы компаний по производству текстиля “Чайковский текстиль”. “Чем больше правил напишешь, тем тщательнее люди будут скрывать свои отношения, а при расставании все равно неизбежно начнется склока”, – говорит Изюмцева и добавляет, что, вероятно, единственный способ предотвратить романы – это разделить женский и мужской коллективы. Можно только бороться с последствиями случившегося. “Если речь идет о романе сотрудников среднего звена, то одного из них лучше перевести в другой отдел. Когда начинается склока из-за романа топ-менеджеров, одного из них приходится увольнять”, – считает Изюмцева. “По-моему, компании стоит вмешиваться в служебный роман сотрудников только в том случае, если из-за этого коллектив разделился на два лагеря, которые между собой ссорятся”, – добавляет к этому Ксения Шматко, HR-менеджер рекламного агентства Cheil Communications Rus (группа компаний Samsung). По ее словам, дело доходит иногда до того, что отделу персонала приходится втихую звонить в рекрутинговое агентство и предлагать в качестве кандидата одного из влюбленных. “Мы даем ему самую замечательную рекомендацию и пристраиваем его на другую работу”, – рассказывает она.

Выработать четко прописанную политику в отношении служебных романов не удается, похоже, никому. Исследование, проведенное на днях американским Обществом по управлению персоналом совместно с CareerJournal, показало, что только в 9% компаний прямо запрещены романы на работе. Остальные смотрят на любовные отношения сотрудников сквозь пальцы. Всего было опрошено 493 специалиста по работе с персоналом и 408 работников. Кроме того, выяснилось, что если четыре года назад основную головную боль вызывали возможные сексуальные домогательства (и связанные с ними иски), то теперь большинство компаний беспокоит, что романы могут негативно повлиять на атмосферу в компании и спровоцируют конфликты.

Похожие страхи испытывают и российские работодатели. “От этой беды нет панацеи”, – вздыхает Шматко из Cheil Communications Rus. Для предотвращения конфликтов можно, конечно, проводить командообразующие мероприятия, говорит она, но они как раз тем и чреваты, что дружеские отношения сотрудников могут превратиться в “более чем дружеские”. “Может быть, надо уже на стадии собеседования смотреть, насколько у человека стабильная и устойчивая психика. Если кандидат по своей натуре человек спокойный, то, возможно, он не станет заводить ненужных романов и тем более не ввяжется из-за этого в конфликт”, – размышляет Шматко.

Впрочем, как показывает опыт, даже самый спокойный человек может ввязаться в сложные отношения на работе. “Разве чувства можно контролировать?” – задается вопросом Оксана Изюмцева из группы компаний “Чайковский текстиль”. “Сегодня люди проводят столько времени на работе, что нет ничего удивительного в том, что между ними возникают служебные романы”, – говорит Дмитрий Куприянов, гендиректор управляющей инвестиционной компании Basis. “Работе, конечно, мешает, особенно когда между людьми страсти горят. Но запретить это невозможно. Да и не нужно этого запрещать”, – полагает он.