Неожиданный претендент


Аукцион по продаже 19,8% акций ДВМП пройдет 16 февраля. Вчера РФФИ завершил прием заявок на участие в торгах. Имена претендентов в фонде не раскрывают. В ФАС заявили, что антимонопольное ведомство принимает ходатайства до 15 февраля и пока получило пять уведомлений.

“Промышленные инвесторы” еще на прошлой неделе объявили, что подали заявку. Заявки поступили и от “Альфа-Эко” и “Северстальтранса”, рассказали два источника, близких к этим компаниям. Официально в обеих компаниях тему предстоящего аукциона не комментируют. Но о том, что “Альфа” и “Северстальтранс” будут бороться за госпакет ДВМП, слышали и два менеджера “Промышленных инвесторов”.

“Альфа-Эко” еще в прошлом году собиралась поучаствовать в приватизации ДВМП. Близкий к “Альфа-Эко” источник напоминает, что компания купила на рынке около 2% акций пароходства и планировала собрать блокпакет. Торги должны были состояться в феврале. Но в последний момент Росимущество потребовало отменить аукцион, посчитав, что РФФИ недооценил госпакет пароходства. Тогда стартовая цена была $47 млн, на сей раз – $117 млн. Но от своей затеи “Альфа” не отказалась. А вот заявка от “Северстальтранса” удивила участников рынка. Совладелец одного из российских пароходств полагает, что цель “Северстальтранса” такая же, как у “Альфа-Эко”, – купить госпакет с тем, чтобы потом по более высокой цене перепродать его самому Генералову либо разместить на Западе. “У “Северстальтранса” уже был похожий опыт: в 2001–2002 гг. он скупил контрольные пакеты Туапсинского порта и порта Восточный, которые затем продал с премией структурам НЛМК и “Кузбассразрезуглю”, – напоминает транспортник.

А менеджер “Проминвесторов” считает, что “Северстальтранс” нацелен на укрупнение контейнерного бизнеса. У компании уже есть 50% в портовом операторе “Национальная контейнерная компания” (НКК), который владеет крупными контейнерными терминалами на Балтике и во Владивостоке. Своего перевозчика на море он хотел создать еще в 2004 г. вместе с германским Eurogate, но из этого ничего не получилось, напоминает сотрудник “Проминвесторов”. “А у ДВМП есть бизнес по контейнерным перевозкам, причем не только на воде, например СП с РЖД по перевозкам контейнеров по железной дороге, – говорит аналитик “Центринвест груп” Михаил Ганелин. – Так что, купив даже 20% акций ДВМП, “Северстальтранс” получает неплохой козырь в переговорах о стратегическом партнерстве или даже об обмене активами [с “Проминвесторами”]”.

Представитель “Проминвесторов” Олег Румянцев уверяет, что подобных переговоров с “Северстальтрансом” не ведется. “В 2005 г. мы сами предлагали владельцам НКК продать либо ее контрольный пакет, либо всю ее целиком, тогда сделки не получилось”, – сказал Румянцев.