НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Смилогия Тангейта


В ряду книжных новинок нынешнего года книга журналиста Марка Тангейта стоит особняком, но белой вороной ее не назовешь. Хотя издательство в краткой аннотации попыталось убедить читателя, что “Тангейт анализирует стратегию и тактику 20 наиболее известных медиабрэндов и показывает, что стоит за их успехом <...> выявляет факторы, которые позволили горстке медиагигантов господствовать в мире СМИ”. Какая горстка медиагигантов? Какие факторы успеха? Ведь автор ясно дает всем понять во введении, что с самого начала он намеревался написать книгу, которую хотелось бы прочитать самому. Именно поэтому он “специально не делал сносок, не использовал статистику, схемы и таблицы, к которым прибегают специалисты по брэндингу для придания правдоподобия своим рассуждениям”. Так что эту книгу определенно можно назвать сборником рассказов о лучших мировых СМИ наступившего века и о том, как “журналисты (точнее, другие люди, работающие в СМИ) продают свою продукцию публике”.

Кстати, прежде чем открыть книгу, советую каждому читателю оценить себя и сделать то же, что и автор, – составить свой список лучших мировых СМИ, а уж затем сравнить его со списком Тангейта. Правда, он сверил свой список “с информацией закупщиков рекламы, а также с данными исследований читательской аудитории” и честно признал, что список, возможно, не полный. Но уверяю вас, что во всех частях книги каждый найдет знакомую телекомпанию, газету или информационное агентство.

Последних всего два. Но первое из них, основанное Паулем Юлиусом Ройтером в середине позапрошлого века, и поныне известно не только представителям мира бизнеса, но практически всем во всех уголках планеты. Агентство всегда стремилось стать первым среди тех, кто продает новости, – сначала этому помогали почтовые голуби, потом в дело пошли технические новинки: в 1923 г., например, оно стало первым агентством в мире, которое использовало радиосвязь для передачи в Европу финансовых новостей, котировок и курсов обмена валюты азбукой Морзе. “Свою приверженность новым технологиям агентство пронесло через весь ХХ в., – пишет Тангейт. – Журналисты Reuters стали использовать дисплеи VDU вместо пишущих машинок уже в 1971 г. И первыми воспользовались компьютерами для передачи финансовых данных. С 1964 г. использовали Stockmaster, который быстро эволюционировал в Videomaster – экранный дисплей биржевых и товарных цен. А в 1973 г. на финансовых рынках произошла революция: агентство предложило Monitor Money Rates Services – электронный вариант фондового рынка”. По мнению автора, эта технология постепенно привела к “тому, что многие страны отменили фиксированные курсы валют”. Но кроме технологий в Reuters отбирали самых способных журналистов. Ян Флеминг, создатель Джеймса Бонда, начал работать в агентстве в октябре 1931 г. Тангейт приводит его слова о том, что именно в Reuters он “научился писать быстро и прежде всего точно, потому что в Reuters, если ты не точен, тебя увольняют”.

Что по-хорошему удивляет в книге – не занимательные анекдоты и веселые истории, а нюансы редакционной кухни. Например, основатель The Economist Джеймс Уилсон, отличавшийся “способностью к здравым суждениям, ясностью мышления и изложения, удивительным вниманием к деталям и здравым смыслом”, заложил странную традицию – ни под одной строкой в журнале не стоит имя автора. Так он словно бы провозгласил победу принципа единоначалия над коллегиальностью. Тангейт пишет о том, что заседания редакции по понедельникам “напоминают общественные дебаты, но решающий голос принадлежит редактору”. В общем, секрет успеха многих современных СМИ зависит от того, помнят ли потребители их продукции утверждение миллионера Брайана Трейсиа, автора бестселлера “Привычки на миллионы долларов”: “Каждое утро вставайте пораньше и читайте по 30–60 минут литературу по своей специальности”.